Методические рекомендации
Заповедники Хабаровского края
Коллекция изображений

Как можно расширить ЦОР

Из опыта работы

Как мы это сделали

 

Уроки для формирования проектной деятельности

 

  Можно различать три вида урочных занятий для формирования проектной деятельности.

Первый вид — проектный урок, включает в себя или целиком состоит из работы над проектом. Он предусматривает осуществление учебного проекта в урочной, урочно-внеурочной или внеурочной формах. Это специально выделенные в учебной сетке часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Выбор формы проведения зависит от вида проекта. Предпочтительной является урочная форма работы для избегания перегрузки учащихся и учителей. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.

Второй вид — урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям. Это может быть проведение практических урочных занятий с включением частично самостоятельной деятельности учащихся. Такие занятия нацелены как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных предметных теоретических и практических знаний.

Например, отработав навыки постановки цели, можно приступить к отработке навыка составления планов действий, разбивки цели на задачи. Отработку этого навыка можно проводить и на обычных уроках, как то: составить план решения уравнения, задачи, выполнения практической работы, домашнего задания, проекта.

Важным воспитывающим фактором при этом является самоконтроль ученика и контроль со стороны учителя за выполнением плана. Это позволяет и в повседневной жизни проявлять ответственное отношение к построению и выполнению спланированного.

Презентация не менее важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Приучаем учеников к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй (представь широкой публике) свою работу.

Третий вид — урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэлементно с одной стороны, так и активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету с другой.

 

Как разработать план занятия

 

План занятия может включать следующие блоки:

1.      Мотивационно-ориентационный блок, в котором обозначаются основные цели изучения темы, ожидаемые результаты, основные вопросы, может быть представлен следующим образом:

·            Ваша работа будет считаться успешной, если ...

·            Для чего я изучаю эту тему ...

·            По итогам изучения этой темы Вы будете знать ...

·            По итогам изучения этой темы Вы будете уметь ...

·            На какие вопросы Я смогу ответить по итогам изучения этой темы ...

2.      Блок актуализации имеющихся знаний может быть представлен следующим образом:

·            Вспомните о том, что уже известно об изучаемой теме (ключевые слова, основные понятия, факты, закономерности и т.п.) ...

·            Назовите известные Вам ...

·            Приведите примеры из Вашего опыта ...

3.      Содержательный блок (изложение основной информации по теме занятия) может быть представлен следующим образом:

·      Информационный блок ...

·      Основная информация по теме ...

Представление информации в этом блоке определяется логикой учебного проекта, изучением предмета на базовом или профильном уровне. Важное условие – необходимость учета индивидуальных и половозрастных характеристик учащихся.

4.      Блок контроля :

·      Проверьте себя

5.      Задания для самостоятельной работы:

Важно учитывать принцип вариативности при разработке заданий для самостоятельной работы, т.е. задания должны быть разной целевой направленности, разного уровня сложности, учитывать половозрастные и индивидуальные особенности учащихся. Желательно, чтобы задания содержали рекомендации по его выполнению (например, в форме методической подсказки)

6.      Рефлексивно-оценочный блок предполагает суммирование и систематизацию новой информации, ее оценку, ответы на поставленные вопросы, постановка новых вопросов, может быть представлен следующим образом:

·      Вопросы для обсуждения

·      Подумайте над следующими вопросами

·      Над чем подумать

·      Я оцениваю себя

·      Вопрос себе и преподавателю

7. Полезные ссылки – содержит ссылки на обязательную и дополнительную литературу по теме, Интернет- ресурсы, CD-диски и т.д.

 

Модели занятий

 

Модель информационного занятия

Компонент Сущность
Цели Изучение содержания УИ
Предполагаемые результаты ЗУН, опыт деятельности, компетентность
Содержание, возможные методы Информационный рассказ, рассуждающее изложение, работа с текстом /изучение художественных текстов, источников, учебной литературы/, наблюдение и др.
Уровень учебного материала Описательно-фактологический, логико-доказательный
Взаимодействие, связи Регулярная прямая связь: преподаватель - обучающийся
Позиция обучающегося Рецептивная
Контроль Непрерывная диагностика теоретических знаний и практических умений
Тип занятия

Занятие – объяснение

Занятие – закрепление

Занятие обобщения знаний

Модель занятия по организации группового взаимодействия в сети.

Цели Сущность
Компонент Создание условий для организации группового взаимодействия в сети.
Предполагаемый результат ЗУН, опыт решения задачи в совместной деятельности, коммуникативная компетентность, образовательный продукт
Содержание, возможные методы Задачи-проблемы, проблемные вопросы.
Взаимодействие, связи Регулярные прямые и обратные связи между всеми субъектами (от 2 до 7 человек)
Позиция обучающегося Интерактивная
Контроль По продукту деятельности: оценивание проекта, учебного исследования, текстов и т.д.
Тип занятия

Занятие-кооперация:

занятие выполнения группового проекта,

занятие выполнения учебно-исследовательской работы

Деловая игра

Занятие - дискуссия

Модель занятия продуктивной деятельности

Компонент Сущность
Цели

Создание условий для «выращивания» нового знания, получения конкретного образовательного продукта.

Организация поисковой деятельности.

Предполагаемый результат Образовательный продукт
Содержание, возможные методы

Задачи-проблемы, проблемные вопросы.

Проблемное изложение, рассуждающее изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа поисково-исследовательского типа, творческие работы, моделирование

Взаимодействие, связи Обучающийся – образовательный ресурс
Деятельность обучающегося Поисковая
Позиция обучающегося Исследовательская
Контроль По продукту деятельности: анализ письменных текстов, продуктов деятельности
Тип занятия

Занятие-исследование

Эвристический занятие

Занятие конструирования проектной деятельности обучающихся

  Модель занятия-тренинга

Компонент Сущность
Цели Отработка общеучебных и предметных навыков и умений
Предполагаемый результат Общеучебные и предметные навыки и умения
Содержание, возможные методы Демонстрация, работа по обучающим программам, обучающие игры, упражнение, самостоятельная работа

Взаимодействие, связи

Регулярная прямая связь: преподаватель – обучающийся

Регулярная обратная связь: обучающийся – преподаватель

Позиция обучающегося Активная
Контроль Непрерывная поэтапная диагностика
Тип занятия

Практикум по решению задач

Лабораторная работа

Обучающий семинар

Модель занятия оценки личностных и учебных достижений

Компонент Сущность
Цели Оценка уровня достижений поставленных целей
Предполагаемый результат

1.       Диагностика /выходной контроль/.

2.        Портфолио

3.        Рефлексивный дневник

Содержание

Знания, умения. навыки.

ОУУ

Компетентность

Предполагаемый результат: продукт /творческие работы, проекты, мини-исследования и т.д./

Форма подачи информации Разноуровневые задания, задачи
Взаимодействие, связи Регулярная обратная связь: обучающийся - преподаватель
Позиция обучающегося Рефлексивная
Контроль Итоговый
Тип занятия

Занятие – тренажер

Занятие- отчет

Занятие – контроля знаний

    Модель рефлексивного занятия  

Компонент Сущность
Цели

Дать опережающее представление об изучаемом материале

Помочь обучающемуся в самоопределении и личностном целеполагания по отношению к теме.

Актуализировать личный опыт и знания обучающихся для введения в тему.

Предполагаемый результат

1.      Диагностика /входной контроль/.

2.      План работы по теме, или технологическая карта.

Содержание Информация что и как мы будем изучать?

Требования к ЗУНам

Сроки

План

Формы контроля и оценки достижений

Списки литературы и источников

Предполагаемый результат: продукт /творческие работы, проекты, мини-исследования и т.д./

Взаимодействие, связи S-S, регулярная обратная связь
Позиция обучающегося Рефлексивная
Контроль Первичная диагностика /что я знаю и хочу узнать?/
Тип занятия

Вводный семинар

Вводная лекция.

Установочное занятие

 

Разработка классного часа "Знакомство с Комсомольским заповедником"

 
    Цель:

Расширить представление учащихся об особо охраняемых территориях.

  Задачи: 

Познакомить с историей создания заповедника, географическим положением.

Развивать представления учащихся об охраняемых видах растений и животных.

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.

  Оборудование:

  • Карта “ Особо охраняемые территории Хабаровского края”;
  • Таблица “Редкие охраняемые территории Хабаровского края”;
  • 15 проспектов “Комсомольский заповедник”;
  • Гербарий охраняемых растений;
  • Коллекция бабочек заповедника;
  • Фотографии и рисунки обитателей заповедника;
  • Итоговый тест.

  Краткое содержание классного часа.

В подготовке и проведении внеклассного мероприятия участвовали :

-       Методист Заповедника “Комсомольский “   (Архипова Н.В);

-       Учителя биологии МОУ СОШ № 4 (Филиппова З.Л., Власова Т.А.);

-       Учащиеся (59 человек).

В начале данного мероприятия во вступительном слове была объявлена тема, цель и структура занятия. Затем учащиеся познакомились с историей создания заповедника и географическим положением. Пятью учениками были приготовлены сообщения по материалам представленным методистом заповедника.

На втором этапе, используя наглядные пособия, учащиеся рассказали о некоторых охраняемых видах растений и животных, обитающих в заповеднике (бархат амурский, орех маньчжурский, актинидия коломикта, водяной орех, элеутерококк, белогрудый медведь, белоплечий орлан, утка-мандаринка, мягкотелая черепаха).         

На заключительном этапе классного часа:       
  • учащимся был предложен тест, ответить на вопросы, которого можно было ответить используя полученную информацию и проспект ”Комсомольский заповедник”;
  • подводя итоги мероприятия, ученикам было предложено создать видеоэкскурсию “Раннецветущие  растения Комсомольского заповедника.
Приложение:

Тест к занятию по теме: ГПЗ “Комсомольский”. Кто мы?

1.     В каком году организован Комсомольский заповедник?

а)1952             б)1963                  в)1979

2.     С 1963-1980гг Комсомольский заповедник занимал участки…

а)Гурский       б)Пиванский       в)Горинский

3.     Основная территория заповедника находится в устье реки…

а)Горин      б)Амгунь             в)Силинка

4.     Выпиши пять охраняемых видов животных Комсомольского заповедника, используя проспект.

5.     Выпиши пять охраняемых видов растений заповедника, используя карту.  

 
Методические рекомендации
Заповедники Хабаровского края
Коллекция изображений

Как можно расширить ЦОР

Из опыта работы

Как мы это сделали

На главную страницу
Hosted by uCoz