Методические рекомендации
Заповедники Хабаровского края
Коллекция изображений

Как можно расширить ЦОР

Как мы это сделали

Из опыта работы

 

Идея создания ЦОР "Заповедники Хабаровского края"

 

 

Перед образовательными учреждениями в рамках развития процессов информатизации стоят, прежде всего, две базовые цели: создание информационной среды и создание информационного ресурса. Проект «Заповедники Хабаровского края» предоставляет возможность не только вовлечь в эти процессы школьников и учителей-предметников, но и выработать методический алгоритм создания предметных информационных ресурсов (коллекций материалов для эффективной учебы).

В материалах программ регионального компонента 3-х ступеней обучения содержатся требования к основным ЗУН школьников по охраняемым территориям и видам флоры и фауны Хабаровского края. Однако анализ результатов олимпиад, конкурсов показывает недостаточность знаний школьников о видовом разнообразии флоры, фауны и заповедных территориях Хабаровского края. Низкая активность учащихся в акциях и научно-исследовательских проектах региональной и экологической направленности свидетельствует о несформированности у большинства школьников внутренней потребности изучать и сохранять уникальную природу Дальнего Востока. Одной из причин является недостаточное обеспечение регионального компонента иллюстративным и информационным материалом.

Над созданием и усовершенствованием информационной среды общеобразовательного учреждения педагогические коллективы МОУ СОШ №4 и №33 города Комсомольска-на-Амуре работают с 2001 года. Массовое обучение школьников профильных классов информационным технологиям началось в 2005 году в рамках элективных курсов. Работа по накоплению исследовательских материалов о заповедных территориях края началась в 1997 году в рамках полевых летних и зимних школ, экспедиций в заповедники.

На сегодняшний день создан банк рефератов о заповедниках Хабаровского края, разработаны уроки, в том числе интегрированные об охраняемых территориях региона. Созданы проекты о Комсомольском заповеднике, на основании экспедиционных материалов. Разработан элективный курс «Природные сообщества вокруг нас». Создание ЦОР «Заповедники Хабаровского края» - логическое «обобщение почти десятилетнего опыта работы.

Предлагаемый ЦОР позволит визуализировать, через видеоколлекции животных и растений заповедных территорий, фотографии ландшафтов, структурированный и систематизированный материал о заповедниках Хабаровского края.

Динамичная структура ЦОР позволит учителям творчески использовать его в своей педагогической деятельности. Предлагаемая авторами форма подачи материала соответствует интересам современного ученика, позволяет формировать информационную, коммуникативную, культурологическую и другие компетенции участников УВП.

Информационное содержательное обеспечение ЦОР включает:
  • оригинальные тексты (хрестоматии; тексты из специальных словарей и энциклопедий; тексты из научной, научно-популярной, учебной, художественной литературы и публицистики….) не повторяющие стабильные учебники;
  • статические изображения (фотогалереи животных и растений);
  • мультимедиа среды (тестовые системы, виртуальные экскурсии).

Информационные источники включают отдельные информационные объекты (элементарные информационные объекты), которые при их выделении могут  самостоятельно использоваться в рамках обучения.

Элементарные информационные объекты могут рассматриваться:

·        как органичный компонент традиционного учебного процесса, не заменяющий, а дополняющий и расширяющий возможности традиционных, методически целесообразные средства обучения, повышая тем самым эффективность, качество обучения;

·        как объекты проектирования учебно-информационной среды в рамках педагогического дизайна с использованием инструментальных средств, что позволит повысить эффективность использования ЦОР в учебном процессе.
 

Введение в практику массового использования ЦОР «Заповедники Хабаровского края» позволит расширить и объединить творческую аудиторию школьников; использовать новые формы освещения природоохранных вопросов (через организацию региональных экологических олимпиад, сетевые проекты и пр.), в будущем позволит выйти на мега-проект «Заповедники Дальнего Востока».

Предлагаемый ЦОР может использоваться и при выполнении домашних заданий, и при работе в классе, и при выполнении работ обучающего и контрольного характера. Можно выделить несколько направлений использования данного ЦОР:

как источника информации, в первую очередь иллюстративной;

как основы для создания тестов с иллюстрациями и без;

как основы для расширения собственного предметного ресурса (и основы для обмена опытом педагогов);

как образца для создания собственного ЦОР. Это могут быть коллекции материалов по любому школьному предмету или основа для проведения ежегодных выставок виртуальных достижений.

  •  
 

Методика работы с ЦОР "Заповедники Хабаровского края"

 
Методика работы с ЦОР может быть следующей:

1. Демонстрация продукта во время урока с использованием мультимедийного проектора. При этом возможно как построить урок на данном продукте целиком, так и привлечь отдельные его кадры для иллюстрации и проработки каких-то ключевых моментов. При демонстрации возможно сопровождение собственными комментариями (или, что будет точнее, с ее помощью сделать лекцию учителя более наглядной и иллюстративной). Возможна также организация эвристической беседы с опорой на кадры – вопросы в этом случае нужно будет предусмотреть заранее.

2. Самостоятельная работа учащихся с ЦОР на персональных компьютерах. При данном варианте следует предусмотреть контрольные вопросы по изученному материалу.

3. Использование учащимися ЦОРа в подготовке докладов и сообщений по теме как опорной схемы и, опять же, иллюстративного приложения.

4. Предлагаемые материалы можно также использовать для создания и разработки собственных цифровых ресурсов по теме. Учитель может создавать собственные проекты и мультимедийные уроки по избранным темам.

5. Содержание ЦОР возможно использовать в качестве источника для экспорта графических файлов, на основе которых можно, к примеру, разрабатывать собственные коллекции раздаточных материалов. Причем, используя тот же графический редактор (к примеру, Photoshop), можно на основе выбранного кадра разрабатывать собственные материалы.
 

Этапы создания ЦОР "Заповедники Хабаровского края"

 

Всю деятельность по созданию ЦОР регионального содержания можно условно разделить на несколько этапов – направлений:

1. Создание условий для выявления мотивированных школьников и организация внеклассной работы по заданному направлению.

Основная задача - проведение конкурсов на уроках биологии, географии, экологии, в летних экологических школах, на полевых практиках. Организация виртуальных эвристических олимпиад, участие в сетевых проектах. Организация виртуальных выставок.

2. Работа по систематизации и структуризации содержания ЦОР.

Основная задача - проанализировать совместно со школьниками ресурсы Интернет, текстовые первоисточники, доступный иллюстрированный материал. Расширить имеющийся банк данных об исследуемых объектах.

Основные результаты - библиографический список текстовых первоисточников, используемых в ЦОР; обзор тематических сайтов Интернет; систематизированный иллюстративный материал в виде файлов с расширением JIPG* или GIF*.

3. Обучение школьников алгоритму создания ЦОР.

Основная задача – обучение школьников на базе ММЦ или МОУ СОШ № алгоритму создания ЦОР. Освоение ими основных программ, необходимых для работы:

Macromedia Dreamweaver 8; Power Point; программ обработки изображений и пр.

Основные результаты - создание пилотного ЦОР по наиболее известному (изученному) объекту.

4. Формирование мобильных творческих групп для работы над проектом.

Основная задача - создать условия для осознанного выбора учащимися форм и направлений работы по созданию ЦОР. Одно из условий успешной работы на данном этапе – отсутствие принуждения. Каждый ребенок должен самостоятельно выбрать форму и тематику своей работы. Равно как и состав групп складывается «по интересам».

Основные результаты - создание мобильных творческих групп и распределение обязанностей в рамках мини-проектов.

5. Создание ЦОР.

Основная задача - создание материалов ЦОР в текстовом редакторе; создание видеосправочника.

6. Апробация ЦОР.

Основная задача – устранение недоработок и разработка методических рекомендаций по использованию ЦОР.
 

Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования

 
Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.

Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-ROM, аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.

Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.

Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

Следующие элементы проектной и исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием и вне её:

  • Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
  • Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
  • Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
  • Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
  • Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

 

Оценивание успешности школьника в выполнении проекта или исследования

 
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  • практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  • количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  • степень осмысления использованной информации;
  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
  • владение рефлексией;
  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  • социальное и прикладное значение полученных результатов.  
 

О назначении и месте ЦОР "Заповедники Хабаровского края" в учебном процессе

 

ЦОР « Заповедники Хабаровского края» эффективно использовать в рамках реализации регионального компонента, это будет способствовать более осмысленному, глубокому изучению данной темы и позволит качественно организовывать исследовательскую работу. ЦОР может быть использован как шаблон для создания аналогичных продуктов или как стартовый вариант накопления предметного информационного ресурса.

Начиная подобную работу целесообразно провести в начале года вводное занятие, на котором учащиеся знакомятся с общей задачей, содержанием, формами, видами и объемом самостоятельных и творческих работ.

Учащимся сообщается, что данная работа проводится в рамках Проекта, поэтому:
  • учитель информирует заранее родителей учеников (обсуждение проблем, связанных с Интернетом);
  • определят порядок хранения работ учащихся;
  • отбирает учащихся, владеющих знаниями по использованию компьютера, и формирует группы;
  • публикует сайт Проекта на сайте школы и сообщает учащимся о возможностях его использования при подготовке к уроку;
  • знакомит учеников с критериями оценивания учебных практических работ, участия в семинарских занятиях, итоговых исследовательских работах (презентациях, буклетах);
  • обговаривает возможность выполнения итоговой творческой работы как в группе, так и индивидуально.
  Предлагаемый ЦОР является электронной поддержкой программ регионального компонента по биологии и географии Хабаровского. Главная задача любого ЦОРа - формирование учебной деятельности школьников. Однако, при решении этой задачи возникает ряд существенных трудностей:

1. Т.к. обучение в школе в основном организуется в форме коллективно распределенной деятельности, чрезвычайно трудно создать реальные условия для индивидуализации учебных действий учащихся, для развития учебной самостоятельности, обеспечить возможности для собственных поисковых действий каждого ребенка, развертки им пусть небольшого, но самостоятельного исследования.

2. В силу технических причин (ограниченность трафика Интернет) трудно создать условия для развития такого важнейшего общеучебного умения как ориентация в широком информационном пространстве, в том числе использования поисковых справочных систем в целях решения учебно-практических задач. Между тем, построение содержания ЦОР постоянно нацеливает учащегося на пользование различными информационными источниками.

Очевидно, что указанные трудности снижают эффективность использования ЦОР как средства формирования учебной деятельности ребенка. Использование материалов проекта «Заповедники Хабаровского края» в учебном процессе позволит во многом преодолеть перечисленные недостатки, и, несомненно, даст возможность вести обучение на качественно новом уровне.

Использование данного ЦОР открывает новые перспективы для обучения, т.к. дает принципиально новые возможности для формирования учебной самостоятельности школьников, заключающиеся в следующем:

  • возможность построения индивидуальной образовательной траектории для ученика, организации его индивидуального исследовательского действия как в классе (для последующего сопоставления результатов с результатами других учеников), так и дома (например, в случае болезни);
  • возможность создания условий для самостоятельного выбора учащимся уровня сложности заданий, осуществления их самостоятельного анализа и последующей коррекции – создания, таким образом, оптимальных условий для индивидуальной отработки навыков;
  • возможность организации широкого доступа ученика к информационным источникам; автоматизации иформационно-поисковой деятельности учащихся на базе перечисленных ресурсов.

Таким образом, основное назначение предлагаемого набора цифровых образовательных ресурсов – создание оптимальных условий для индивидуализации учебных действий школьников, увеличения доли самостоятельности и меры участия каждого ученика в учебном процессе, обеспечения его более свободной ориентировки в содержании курса и лучшего усвоения материала, поддержки и развития познавательного интереса. Иными словами, создание более благоприятных условий для развития таких качеств личности, которые определяют ее как субъекта учебной деятельности.

С содержательной точки зрения все элементы ЦОР «Заповедники Хабаровского края»  можно свести к следующим типам, различающимся по своей обучающей цели:

  • средства обучения, позволяющие учащимся самостоятельно разворачивать небольшое исследование - искать новый способ решения учебно-практических задач;
  • средства, нацеленные на закрепление введенных способов действий, организацию практического усвоения понятий с возможностями самодиагностики учащимся его достижений;
  • цифровые образовательные ресурсы, обеспечивающие школьнику овладение умением пользоваться информационно-поисковыми системами, ориентироваться в широком информационном пространстве.

При разработке предлагаемого набора ЦОР ставились определенные задачи по достижению новых качеств обучения, которые могут быть обеспечены только при использовании данных цифровых ресурсов, а именно:

  • существенно повысить качество усвоения регионального материала, во-первых, за счет индивидуализации процесса его отработки, во-вторых, за счет увеличения объема иллюстративного материала;
  • обеспечить усвоение на более осознанном уровне содержания понятий, т.к. они будут в большей степени «продуктом» самого ребенка (если они появились в результате собственных поисковых действий ребенка на основе цифровых образовательных ресурсов);

Вместе с тем, использование предлагаемого набора ЦОР в учебном процессе не означает отказа от естественной для школы формы коллективно распределенной деятельности. Напротив, организационные возможности проведения урока существенно расширяются. Перечислим основные рекомендуемые формы организации деятельности учащихся при использовании ЦОР на уроках:

  • коллективно-распределенное (всем классом, в группах) и индивидуальное исследование. Например, насыщение информацией сведений о заповеднике, сопоставление заповедников по разным критериям и .п.;
  • индивидуальный информационный поиск – работа с тестами, фотогалереей, со списком краснокнижных видов и пр.;
  • детские творческие работы (проекты, сообщения, журналы сочинений, дневник событий на уроке и пр.);
  • различные дидактические игры;
  • практические работы (конструирование и редактура текста, набора изображений);
  • выбор и движение по индивидуальной образовательной траектории (самостоятельная работа на факультативном материале).
  Другим видом являются задания, предназначенные для повторения и закрепления знаний по изученным темам. Их также можно использовать как в коллективной, так и в индивидуальной работе. В первом случае задание выполняется «у доски», если можно считать таковой экран мультимедийного проектора. Во втором же работа происходит на индивидуальных компьютерах учеников.

Задания, могут быть следующих типов:

1. Задания на приведение в соответствие рисунков и надписей к ним. Например, ученику предлагается сопоставить изображения животных с их названиями

2. Задания на заполнение и приведение в соответствие различных интерактивных таблиц. В первом случае элементы выбираются из общего «банка» и размещаются «мышью» в ячейках таблицы. Во втором – элементы таблицы уже размещены в ячейках, однако их следует расположить так, чтобы они соответствовали друг другу – задание также выполняется при помощи «мыши».

Использование предлагаемого набора ЦОР существенно облегчит учителю процесс подготовки и проведения урока:

  • при тестировании знаний учащихся (работа у компьютера поочередно, выборочно);
  • при демонстрации иллюстративного материала, а также при создании проблемной ситуации;
  • при визуализации справочных материалов;
  • при обсуждении проблематики урока, составлении схем и моделей.
  • при обсуждении материалов для контрольной работы, фиксации параметров ее оценивания;
  • при демонстрации дополнительного текстового и иллюстративного учебного материала, не содержащегося в учебниках.

Несмотря на многофункциональность указанных типов цифровых ресурсов, их использование в реальном учебном процессе не потребует от учителя специальных навыков. Перечислим элементарные навыки, которыми должен владеть учитель, использующий предлагаемый ЦОР:

  • уметь пользоваться персональным компьютером (ПК) и его основными подсистемами (клавиатура, мышь, устройство чтения компакт-дисков, печатающее устройство, монитор, мультимедиа-проектор);
  • уметь пользоваться основными сервисами и процедурами установленной операционной системы и приложений (включение, выключение и перезагрузка компьютера, авторизация пользователя, меню «Пуск», запуск и завершение работы программ, работа с файлами).
Перечислим также необходимое оборудование для использования ЦОР (минимальные требования): персональный компьютер для учителя, оснащенный операционной системой Windows 2000, XP, средствами визуализации медиа-приложений: устройство чтения компакт-дисков, мультимедиа-проектор – (один на класс), принтер.
 
С точки зрения структурной организации все предлагаемые цифровые объекты можно разделить на две группы: готовые и неготовые (конструируемые, достраиваемые ребенком в интерактивном режиме).
 
Еще раз подчеркнем, что основная ценность использования предлагаемого набора ЦОР - это возможность индивидуализировать учебный процесс, стимулируя тем самым учебную самостоятельность и поисковую активность каждого ученика.
 

Методические рекомендации для работы с детьми по развитию креативных способностей (из опыта работы по обучению учащихся дистанционным технологиям в рамках участия в эвристических олимпиадах образовательного центра «Эйдос»)

 
 
Одной из инновационных форм работы с одаренными детьми и не только является сотрудничество школ с дистанционным образовательным центром «Эйдос». «Эйдос» в переводе с греческого означает «идея», «образ», «мир идей». Мы приняли участие в Всероссийских эвристических дистанционных олимпиадах проводимых образовательным центром «Эйдос»: по географии, биологии. Задания эвристической олимпиады – это ключ от дверей в ваш мир идей.

Критериями оценки работ учеников являются:

  • нестандартность (отличие от общепринятого);
  • самобытность (опора на личный потенциал ученика);
  • творческая продуктивность (объем и качество ответа участника);
  • мировоззренческая глубина (степень проникновения в основы разрабатываемой идеи);
  • уровень технического или графического воплощения идеи).

Цель олимпиады: с помощью дистанционных телекоммуникаций учащиеся из разных школ, городов и стран имеют возможность творчества, а педагоги смогут использовать такие олимпиады для повышения креативности учебного процесса и творческой самореализации учеников.

Задания олимпиады направлены не столько на поиск известных решений, сколько на собственные открытия школьников. Это доступно каждому школьнику от первого до последнего класса. Но простота обманчива. Чтобы победить в олимпиаде или занять достойное место, нужно не просто выполнить задания, а вложить в них все свои силы, возможности и знания.

Что дает учащемуся участие в эвристической олимпиаде?

  • получение систематического обучения творческому мышлению под руководством специалистов из Российской академии образования;
  • совершенствование в предмете, возможность высказать свои творческие идеи;
  • престижное участие в олимпиаде всероссийского уровня
  • обучение дистанционным технологиям;
  • развитие креативных способностей;
  • возможность занять призовое место и получить приз или грамоту;
  • возможность формирования портфолио (рейтинговые Свидетельства участника олимпиады, грамоты лауреатов, дипломы победителей).

Работа с учащимися в этом направлении может подразделяться на краткосрочную, посвященную конкретной олимпиаде и долгосрочную, направленную на популяризацию «эвристического» отношения к миру. В первом случае все традиционно: реклама, выпуск газет, листовок, личные контакты - объяснение, рассказы в классах. Долгосрочная работа направлена на создание и поддержание интереса, высокой значимости олимпиад, востребованности творческого, нестандартного. Для этого ведется работа с учителями-предметниками, классными руководителями, родителями.

Еще одно ценное свойство таких олимпиад – необходимость рефлексии собственной деятельности школьниками. Рефлексия, то есть осознание и анализ выполненной деятельности и ее результатов, проводится письменно каждым участником и локальным координатором олимпиады, а также привлекаемыми учителями-предметниками сразу после выполнения заданий или на следующий день. Рефлексия – обязательный компонент личностно-ориентированного обучения, позволяющий выявить индивидуальное приращение и специфику деятельности каждого ученика. Рефлексивные суждения участников не оцениваются жюри олимпиады, но степень их содержательности может повлиять на решение спорных вопросов при определении места участника в общем рейтинге.

На современном этапе особое значение приобретает участие старшеклассников в телекоммуникационных проектах.

Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленную на достижение совместного результата.

Главная специфика телекоммуникационного проекта заключается в том, что они носят межпредметный характер, требует привлечения интегрированного знания.

Различают следующие виды телекоммуникационных проектов: с частичным использованием средств телекоммуникаций; с использованием сетевых возможностей (E-mail, Интернет-ресурсы, HTML).

Телекоммуникационные проекты могут быть связаны с:

·        обменом локальными решениями одной проблемы;
·        проведением совместных наблюдений;
·        изучением общего и особенного;
·        подготовкой совместных электронных публикаций или веб-сайтов: сетевая газета, издательский проект, общешкольный сайт;

·        выполнением уникальных совместных проектов.

Приведем ссылки на Интернет-ресурсы, реализующие образовательные телекоммуникационные проекты:
O      Федерация Интернет-образования (ФИО) – http://som.fio.ru
O      Интернет-фестиваль - http://www.nsk.fio.ru
O      Российский общеобразовательный портал -http://school.edu.ru
O      http://design.gossoudarev.com/ump-Проект "Разговор с компьютером" для учащихся 9-10 классов
O      Центр дистанционного образования «Эйдос» - http://www.eidos.ru.
 

Обучение школьников методам и приемам работы в сети Интернет

 

Одной из наиболее распространенных задач, стоящих перед пользователями Internet можно считать поиск информации, поэтому знакомство с основными принципами поиска является сегодня необходимым звеном подготовки школьников в области использования Internet-технологий. На занятиях по Internet-технологиям в старших классах наши учащиеся используют для работы с поисковыми системами локальную сеть, а удаленного партнера имитирует гипертекстовая распределенная база данных, расположенная на сервере локальной сети. Придание интерактивности поисковым страницам, необходимой для того, чтобы учащиеся получили возможность не только осуществлять работу с иерархическим деревом каталогов, но и познакомиться с синтаксисом поисковых запросов, обеспечивается включением в HTML-код поисковых страниц элементов JavaScript и VBScript.

Положительными аспектами такого подхода является свобода от значительного количества второстепенных деталей и режимов работы поисковых систем, отсутствие потерь времени на ожидание ответа на запрос, неизбежных при проведении поиска непосредственно в сети Internet, полная предсказуемость результатов поиска, отсутствие материальных затрат на оплату трафика. Следует отметить, что у данного подхода есть и негативный аспект: при использовании вместо настоящей поисковой системы запрограммированных определенным образом интерактивных web-страниц свобода обучаемых в формулировке того или иного запроса неизбежно бывает ограничена. Тем не менее, сообразуясь с целями и задачами проекта, вряд ли можно признать необходимым детальное изучение школьниками синтаксиса поисковых запросов. Гораздо важнее, на наш взгляд, добиться усвоения наиболее общих правил их составления с тем, чтобы учащиеся могли затем самостоятельно формировать новые знания и умения на основе приобретенных, пользуясь справочной информацией, которая присутствует в каждой поисковой системе.

Таким образом, практическое обучение приемам работы с различными типами информационно-поисковых систем складывается из двух составляющих: отработка двух основных методов поиска информации – поиск с помощью иерархического дерева разделов и поиск по ключевым словам, и приобретение опыта, необходимого для разработки оптимальной стратегии поиска. Принимая во внимание тот факт, что вторая составляющая обучения является наиболее сложной, в ходе практикума организована работа с несколькими поисковыми системами (Rambler, Yandex, @Rus, Апорт, Yahoo!, AltaVista), что позволяет учащимся сравнивать результаты поиска, полученные от различных поисковых систем, как русско — так и англоязычных. При формировании индивидуальных заданий и материалов для работы с поисковыми системами мы стремимся, чтобы они касались различных областей знания, содержали интересные и полезные для школьников сведения. Все это позволяет школьникам приобрести умения поиска информации в Internet, осознав при этом, что глобальная сеть – это не только один из способов интересного проведения свободного времени, но и огромная помощь в учебном процессе и научно-исследовательской работе.

Обучение поиску информации в сети Интернет можно проводить, используя несколько подходов, отличающихся друг от друга, как по эффективности, так и по способу извлечения информации:

Первый метод

Данный метод можно условно назвать «серфингом». Согласно ему, пользователю предлагается несколько первоначальных адресов сайтов. Далее пользователь, зацепившись за одну из WEB-страниц, проходит по ссылкам с этой страницы на любую глубину. Вариант достаточно распространенный, и на первых этапах обучения способствует не только работе с информацией, но и обучению работе с основными возможностями программы браузера Internet-Explorer.

Второй метод.

Второй подход часто называют "браузингом". Он является расширением первого метода, в том смысле, что пользователь в качестве стартовой страницы использует Интернет-каталог, т.е. один из WEB-серверов, на котором представлена классификация сетевых ресурсов. Таким образом, пользователь впервые знакомится с каталогами сети. В ходе этого этапа, обучаемые также рассматривают возможности подписи на списки рассылки, а также знакомятся с вопросом работы в архивах файлов, ftp-сервисом.

Третий метод

Третий подход состоит в использовании сетевых информационно-поисковых систем. В этом случае пользователь может самостоятельно с клавиатуры своего компьютера вводить запросы, анализировать результаты поиска, осуществлять переходы к необходимым ресурсам. Работе с поисковыми системами предшествует лекция, в которой рассматриваются вопросы эффективности составления запроса для поиска; предлагается такой метод создания запросов, как мозговой штурм; изучается язык запросов для одной из поисковых систем.

 

Положительной оценки достойны все!

 

Чрезвычайно важный этап – оценка проекта. Учителю оценка нужна, чтобы понять, как строить свою дальнейшую работу по развитию проектных умений у детей. Оценивая проект, учитель оценивает проявленность определенных качеств. Вот наиболее существенные моменты, на которые стоит обратить внимание: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом, степень включенности в групповую работу, четкость выполнения определенной роли, практическое использование предметных и общешкольных ЗУНов, количество новой информации, использованной для выполнения проекта, степень осмысления использованной информации, уровень сложности, степень владения использованными методиками, оригинальность идеи и способов решения проблемы, осмысления проблемы проекта и формулирование цели проекта, уровень организации и проведения презентации (устное сообщение, письменный отчет, обеспечение объектами наглядности), владение рефлексией и творческий подход в подготовке объектов наглядности и презентации, социальное прикладное значение полученных результатов (последнее имеет значение для старшеклассников).

Для ребенка самая значимая оценка – это общественное признание его успешности. Подростку, да и любому школьнику важно получить обратную реакцию сверстников и взрослых на его работу. Он делал это не просто так. Это большой труд, к которому он подошел творчески, в котором он раскрыл самого себя, свои способности. И он хочет, чтобы его радость разделили.

Не существенно, в какой форме это произойдет: во время выступления перед классом или перед школьным коллективом или даже на внешкольной конференции. Главное, чтобы ребенок показал результат своего труда. Это очень важно для самоутверждения растущей личности. Дети всегда сомневаются: а кто я такой, востребован ли я окружающим меня обществом, значим ли я?

Часто учителя спрашивают: допустима ли критика проекта? Безусловно, но критика должна быть конструктивной, направленной на помощь и развитие ребенка. Самое главное: создать атмосферу доброжелательного выслушивания. А в конце надо обязательно поощрить усилия юных проектантов. Пусть это будет обычная грамота, врученная за прилежание, за усердие, за то, что ученик прочитал много статей, сделал красивые плакаты к презентации.

Хочу подчеркнуть, любой проект достоин положительной оценки, поскольку ребенок действовал сам. Пусть он еще не освоил все элементы проектной работы, но он учился выделять главное, ставить цели, определять и находить недостающие знания…

Не суть важно, какой результат получил ученик: положительный или отрицательный. Важнее, как он анализировал свою деятельность. На этапе презентации самое главное: рефлексия и самоанализ. Проектант рассказывает: как у него была поставлена работа, как он ее проделал и что получил. «Продвинутый» в проектировании ребенок может сказать, адекватен ли его результат затраченным усилиям ли можно было пойти другим, более оптимальным путем. Такой самоанализ дорого стоит. Если ребенок умеет его делать он и оценку сможет себе поставить. А когда человек готов к самооцениванию, он более успешно идет по жизни.

 

Проведение летней полевой практики

 

Целью проведения комплексной полевой практики является отработка навыков исследовательской работы в полевых условиях.

Задачи проведения комплексной полевой практики:

-научить учащихся правильному, биологически и экологически грамотному сбору материалов на территории заповедника и составлению отчетов о работе;

-закрепить навыки работы с определителями и атласами-определителями растений и животных;

-закрепить навыки работы с почвенными образцами;

-отработать навыки составления комплексного описания различных сообществ и экосистемы в целом;

-оздоровление учащихся.

Программа практики  рассчитана на 40 часов: 8 дней, при ежедневных 5-часовых занятиях. Для участия в полевой практике привлекаются учащиеся 8-10 классов.

Введение (2 часа)

Особенности полевых исследований по экологии, их комплексный и интегративный характер. Принципы формирования группы для проведения экологических исследований. Традиционные формы организации полевых исследований.

I. Абиотический компонент экосистемы. Основы геоморфологии и почвоведения.

(6 часов)

Геоморфологическая характеристика объекта комплексного исследования (экосистемы или конкретные биогеоценозы): географическое положение, геологические особенности района, рельеф, высотность, наличие водных источников и водоемов, уровень грунтовых вод, источник питания водоемов и т.п.

Почвы исследуемой территории: почвообразующие породы, типы почв по происхождению и физическим свойствам. Методики классификации и определения свойств почвы: метод заложения ямы и описания профиля почвы, отбор и подготовка проб почвы для анализа, определение структуры почвы, метод "мокрого" определения гранулометрического состава почвы в поле (по Н.А. Качинскому), метод определения цвета почвы по "Треугольнику окрасок почв" С.А. Захарова, методика определения качественного и количественного ионного состава почв (по Мансурову Н.И. (кафедра химии МПГУ)): определение активной кислотности почвы, определение содержания Са2+ и Mg2+, определение относительного содержания нитрат-ионов.

II.    Биотический компонент экосистемы. Основы фитоценологии и зооценологии.

(18 часов)

Флора и фауна исследуемой территории. Изучение видового состава растительности и животного мира экосистемы (биогеоценоза). Знакомство с основными видами определителей и атласов для определения растений и животных. Правила пользования определителем растений и животных.

Правила сбора растительных образцов на охраняемой территории: оборудование для извлечения растений из почвы, правила раскладки и транспортировки образцов, правила сушки и фиксации. Правила оформления гербарных листков. Этикетирование. Эколого-морфологическое описание растений. Жизненные формы по К.Раункиеру. Методики характеристики фитоценозов: метод проективного покрытия, метод «минимум-ареала», шкала Ж. Браун-Бланке и т.п.

Правила сбора коллекций животных образцов: оборудование для ловли насекомых разных экологических групп, правила сбора, сортировки, фиксации объектов. Правила оформления коллекции. Этикетирование. Эколого-морфологическое описание животных. Жизненные формы по М. Беклемишеву.

III. Изучение антропогенного влияния на экосистему (биогеоценоз).

Сукцессия. (8 часов)

Выжигание растительного покрова. Воздействие различных антропогенных факторов на животный мир. Меры снижения антропогенного пресса. Построение модели сукцкессии экосистемы (биогеоценоза).

IV. Оформление результатов полевых исследований (6 часов).

Принципы составления комплексного описания экосистемы. Понятие мониторинга. Методика работы над полевым отчетом. Особенности фотографирования.

  Описание практической реализации программы приводим на примере поденного плана проведения комплексной эколого-биологической полевой практики на базе Комсомольского заповедника и реки Горин.

1 день.

1. Установочная конференция: знакомство с планом проведения полевой практики; знакомство с распорядком дня; разделение на микрогруппы.

2. Распределение индивидуальных и групповых заданий.

3. Знакомство с основными видами определителей и атласов для определения растений и животных.

4. Планирование проведения исследований по групповым и индивидуальным заданиям.

После обеда.

1.   Практикум по цифровой фотографии.

2.   Разработка плана комплексного описания отдельных биотопов.

3.   Заполнение дневников полевой практики.

Примерный перечень индивидуальных заданий

1.    Исследование типа, состава почв и эдафона места стоянки и поймы реки Горин.

2.    Исследование видового состава беспозвоночных животных поймы реки Горин.

3.    Исследование видового состава растений поймы реки Горин, выявление его динамики.

4.    Исследование видового состава беспозвоночных животных поймы реки Горин.

  Примерный перечень групповых заданий.

1.    Описание биотопа северного склона сопки.

2.    Описание биотопа южного склона сопки.

3.    Описание биотопа пойменного луга в районе поймы реки Горин.

4.    Описание биотопа реки Горин.

2 день

До обеда.

1.   Экскурсия на северный склон. Исследование геоморфологических и гидрологических условий, изучение видового состава растительного и животного компонента сообщества. Охраняемые виды.

2.   Сбор гербарных и коллекционных и фотоматериалов материалов.

3.   Сортировка, определение собранных объектов, их обработка и фиксация.

После обеда.

1.   Работа над индивидуальными заданиями.

2.   Начало работы над групповыми заданиями.

3.   Заполнение дневника полевой практики.

3 день

 До обеда.

1.   Экскурсия на заливной луг в пойме реки Горин (план см. выше).

2.   Сбор гербарных и коллекционных и фотоматериалов материалов.

3.   Сортировка, определение собранных объектов, их обработка и фиксация.

После обеда.

1.   Лекция: «Экологические группы растений. Жизненные формы».

2.   Выполнение индивидуальных и групповых заданий.

3.   Заполнение дневника полевой практики.

4 день.

До обеда.

1. Экскурсия на южный склон сопки (план см. выше).

2. Сбор гербарных и коллекционных и фотоматериалов материалов.

3. Сортировка, определение собранных объектов, их обработка и фиксация.

После обеда.

1.   Лекция: «Экологические группы животных. Жизненные формы». Просмотр научно-популярных фильмов по данной теме.

2.   Выполнение индивидуальных и групповых заданий.

3.   Заполнение дневника полевой практики.

  5 день

До обеда.

1.   Экскурсия на водоем – реку Горин.

2.   Сбор гербарных и коллекционных материалов.

3.   Сортировка, определение собранных объектов, их обработка и фиксация.

После обеда.

1.   Лекция: «Основы почвоведения. Методика забора проб почв».

2.   Выполнение индивидуальных и групповых заданий.

3.   Заполнение дневника полевой практики.

6 день

День индивидуальной и групповой работы.

Разработка плана составления комплексной характеристики экосистемы сопки.

7 день

До обеда.

Обзорная экскурсия в заповеднике.

После обеда.

1.   Выполнение индивидуальных и групповых заданий.

2.   Заполнение дневника полевой практики.

3.   Оформление отчетов по индивидуальным и групповым заданиям.

8 день

Отчетная конференция по результатам полевой практики:

-доклады по индивидуальным заданиям;

-сообщения групп по материалам исследования отдельных биотопов;

-демонстрация материалов полевой практики (гербарии, коллекции и т.п.).

Методические рекомендации
Заповедники Хабаровского края
Коллекция изображений

Как можно расширить ЦОР

Как мы это сделали

Из опыта работы

На главную страницу
Hosted by uCoz