Методические рекомендации
Заповедники Хабаровского края
Коллекция изображений

Как мы это сделали

Как можно расширить ЦОР

Из опыта работы

 

 

 
Создавая ЦОР "Заповедники Хабаровского края" мы надеялись получить продукт абсолютный и идеальный. Но в процессе работы столкнулись с необъятностью материала, который хочется включить в работу. Поэтому предлагаем использовать наш ЦОР как основу для создания собственной коллекции видеофайлов, как основу копилки кроссвордов (не только о заповедниках), как портфель (пополняемый) методических рекомендаций.
 

Как пополнить видеоколлекцию?

 

Наш вариант далеко не полный и более того, в процессе обработки информации у нас возникло огромное количество вопросов о правильности определения некоторых видов. К сожалению, даже в литературе встречаются ошибочные данные. Много вопросов и к первоисточникам Сети. Но наш взгляд, эта ситуация, с точки зрения, осознанного учения весьма продуктивна. И на готовой коллекции видеофайлов можно выстроить не один поисковый урок или мероприятие.

Чтобы дополнить, уже имеющийся видеоряд, нужно:

  • открыть нужный файл ( с названием животного или растения) с помощью программы Macromedia Dreamweaver 8. В открывшемся окне, в любой свободной строке (их предусмотрено пять на каждый вид) разместить изображение. Если количество изображений больше чем количество ячеек, то последние можно добавить, используя возможности программы. Безусловно, перед началом работы файл с изображением нужно рзместить в папке ЦОРа (диска, сайта), обозначив название сочетанием цифр или с помощью английской раскладки (см. обозначения файлов в корневом каталоге).

Если есть желание разместить новый вид и его изображение, необходимо:

  • открыть файл "kollekciy_isobragenii" с помощью программы Macromedia Dreamweaver 8. В открывшемся окне добавить название вида.
  • открыть в папке с шаблонами "Templates" файл "фотогалерея.dwt" (для животных)или "фотогалерея 2.dwt"(для растений) и заполнить его аналогично образцу.
 

Как пополнить сведения о заповедниках или методические рекомендации?

 

Мы собрали далеко не всю информацию о заповедниках Хабаровского края. Литература имеющаяся в нашем распоряжении достаточно устарела. Администрация заповедников не откликнулась на нашу просьбу об обновлении информации. Но любое препятствие - это лишь ступенька вверх (к совершенствованию ЦОРа, в том числе).

Если вы или ваши ученики нашли информацию расширяющую или дополняющую уже собранную - то можно:

  • открыть нужный файл с помощью программы Macromedia Dreamweaver 8. Напрмер, "fgu_badg_zap.html" - "физико-географические условия баджальского заповедника" и внести свои поправки.
  • мы старались подписать файлы согласно русскому произношению, но использовали английскую раскладку.
  • аналогично можно пополнить файл с методическими рекомендациями " metod_rekomendacii.html" или используя аналогичный шаблон, создать свой файл.
 

С чего начать?

 

Для начала обсудите с педагогами вашей школы необходимость включения учебного проектирования в практику школы. Начинать можно даже если вашу идею поддерживает 2-3 педагога. Хуже, если вас слабо или совсем не поддерживает директор школы. Новое делать трудно без поддержки руководителя учебного учреждения. И в то же время, руководителю принимать единоличное (авторитарное) решение о проведении общешкольного проекта, или проекта с включением нескольких педагогов без их добровольного согласия, нельзя.

Обратите внимание на тех, кто ещё не готов непосредственно завтра приступить к делу. Они как будто и не оказывают активного сопротивления, но из самых лучших побуждений должны предупредить, желая «добра», заявляют, что ваша инициатива — полная авантюра, и, прочее, и тому подобное. Эти люди — явные или скрытые противники новации. Нужно хорошо подумать, как не нарушать их привычные условия деятельности и нейтрализовать последствия их «доброжелательства».

Действительно, взрослому сложившемуся человеку, многие годы своей практической деятельности успешному в смысле прежних целей и задач образования, трудно перестроится в одночасье. Хотя способность к перестраиванию, принятию нового, готовность «сойти с пьедестала» возвышающего учителя над ребёнком, не зависит от возраста педагога.

Ещё одна группа — осторожные наблюдатели. Это люди вполне сочувствующие новации, но пока не проявляющие инициативу. Из их числа и будут в последствии пополняться ваши ряды. Новое эффективное педагогическое явление и само себя покажет. Сторонники будут прирастать.

После определения инициативной групп и группы наблюдателей необходимо пройти обучение, непосредственно и досконально освоить то, что будете вводить в учебный процесс — учебное проектирование, или по-другому, метод учебных проектов.

Проектирование — это деятельность, научить которой может только тот, кто ею владеет. Как показывает опыт, далеко не всякий учитель владеет проектированием. Наибольшие затруднения вызывает проблематизация — вычленение и формулирование проблемы из целого ряда проблем, формулирование цели проекта. Бывает, в учебный проект превращается обычное практическое задание, которое учитель не формулирует от себя, а подводит к его формулированию учеников в результате обсуждения и рассмотрения некоей проблемной ситуации. Если учитель владеет проблемным методом, практикует эвристические беседы, проблемное введение в тему и прочее, ему легче освоить проектное обучение.

Освоив методику осуществления учебного проекта, поняв возможности и тонкости учебного проекта, вы научитесь его конструировать под конкретные педагогические цели. Параллельно с учёбой вам не повредит опробовать ваши разработки на практике. Первые свои проекты лучше осуществлять внеурочно или урочно-внеурочно, то есть часть работы проделать на уроке (например, погружение в проект, а в конце и презентацию полученных результатов). Остальное, что еще не поддается оценке по затратности времени, сил, материалов и пр., сделать вне уроков.

Уже в следующем году можно будет задаться целью ввести ваш проект в рамки урочного обучения, показать друг другу и всем желающим коллегам несколько удачных работ, начать собирать вокруг себя группу энтузиастов — тех коллег, которые захотят работать как вы. Самая надёжная ваша опора в работе учебными проектами — это ваши ученики.

 

Как организовать выставку работ в Интернете?

 

Те, кто хоть однажды организовывал конкурсы или выставки в Интернете, наверняка почувствовали на себе большую организационную и техническую нагрузку. Выставка начинается с разработки общей концепции, в которой организаторы должны определить цели мероприятия, тематику выставки, круг участников. Далее разрабатывается регламент участия в мероприятии: кто, в какие сроки, в каком формате представляет работы. Для себя организаторы должны определить, как они будут принимать и хранить работы участников, в каком виде эти работы будут представлены на сайте выставки.

Хорошо, когда в руках организаторов имеются программные средства, помогающие в организации и размещении выставки.

Один из удачных, на наш взгляд, проектов, который в комплексе решает многие задачи создания выставки в Интернете — проект http://www.photosight.ru/. Здесь любой желающий в любое время может выставить свои работы. Есть возможность любому посетителю выставки (если автор работы не возражает) написать комментарий, выставить оценку. Но такие средства пока не даются в руки учителю.

Сайт выставки можно организовать "вручную", если вы владеете HTML. Приведем примеры таких сайтов, созданных в те годы, когда других инструментов не было в обиходе организаторов выставок:

http://textbook.keldysh.ru/gc99/index.htm

http://textbook.keldysh.ru/courses/2002mm-www/snow/index.htm

Учитель может организовать выставку графических работ с помощью доступного пакета PowerPoint. В этом пакете есть функция автоматического создания фотоальбома. Этот фотоальбом потом можно перевести в веб-формат и разместить на сайте.

Аналогичные средства создания веб-галереи есть и в редакторе Adobe Photoshop. Вот пара примеров созданных фотовыставок в разных версиях редактора:

http://textbook.keldysh.ru/courses/2002mm-www/tulips/index.htm

http://schools.keldysh.ru/courses/wt/index.htm

И, наконец, приводим ссылки на доступные (бесплатные) сайты, где можно найти полезные инструменты для организации графических выставок:

http://www.softlinks.ru/downloads/Web_Gallery_Builder_1.81-29675.php

http://picasa.google.com/intl/ru/

 

 

Как подобрать литературу по нужной теме?

Как искать, оценивать, использовать инормацию?

 

Предлагаемые методические рекомендации содержат информацию об особенностях использования информационно-поисковых систем современных библиотек; содержат практические советы по выбору источников информации, по способам работы с ними. Основной акцент сделан на объяснении правил составления библиографического описания различных печатных источников и некоторых других документов, а также электронных ресурсов. Приведено достаточное количество примеров библиографического описания различных источников информации. Рассказано также о правилах оформления цитат и ссылок, составления списков использованных источников.

Каждый, кто работает в Интернете, давно убедился, как непросто получить оттуда нужную информацию. Необходимо точно и однозначно сформулировать тему или определить, опять-таки точно, ключевое слово. Нужно его грамотно ввести. Но всё равно получаешь, как правило, очень много ссылок. И разобраться в них бывает трудно.

В отборе материалов, в их оценке (хотя бы решить, нужны или не нужны) и в дальнейшем в их изучении и использовании очень помогают навыки работы с традиционными печатными докумен­тами (книгой, журналом, газетой). В основе всё равно лежит ра­бота с текстом. Даже тем, кто преимущественно использует ком­пьютер для игры или для общения, приходится …читать.

О задачах чтения

Беря в руки любое печатное издание, полезно заранее знать, чего мы хотим. Возможны такие, например, варианты задач:

  • ознакомление с конкретным изданием;
  • ознакомление с конкретным автором (с помощью преди­словия, послесловия, комментариев в книге);
  • начальное знакомство с темой, проблемой;
  • поиски ответа на конкретный вопрос.

Для решения разных задач мы будем выбирать наиболее подхо­дящий способ чтения, критерии оценки прочитанного, приёмы пе­реработки и фиксации информации. Иногда этот выбор происхо­дит на интуитивном уровне. Но, конечно, никому не помешает ни осмысление своего собственного читательского опыта, ни знаком­ство с обобщённым опытом других людей. Вот этот систематизи­рованный обобщённый опыт мы и постараемся здесь изложить.

О способах чтения

Ни одно новое слово (т.е. маленькое или большое открытие) в любой области человеческой деятельности не обходится без ос­воения предыдущего опыта, уже накопленных человечеством знаний. Для освоения этой необъятной информации изобретены специальные технологии. Их задача — оптимизировать, т.е. сделать возможно более результативными и экономными, про­цессы поиска источников информации, отбора необходимой ин­формации и её переработки.

Информацией насыщено всё вокруг нас и мы сами. Но человек изобрёл и специальные средства фиксации и передачи особо значи­мой информации. Прежде всего это различные носители. В дан­ном случае мы будем рассматривать издавна используемые, доста­точно универсальные и в принципе широкодоступные носители ин­формации — печатные источники: книги, журналы, газеты.

Способов работы с печатными источниками существует очень много. От беглого просмотра до глубокого изучения с кон­спектированием. Какой же способ использовать в каждом кон­кретном случае?

В зависимости от той задачи, которую вы сами себе постави­ли на данном этапе подготовки учебного задания или, например, составления реферата, можно выбрать соответствующий ре­жим чтения.

Вот перечень основных используемых режимов (или способов) ознакомления с печатным источником:

  • Углублённое чтение. Этот способ предполагает внима­тельное (иногда и неоднократное) прочтение материала. Приме­няется, когда стоит задача вникнуть в суть излагаемого, понять точку зрения автора, уяснить причинно-следственные связи опи­сываемых событий или явлений. Освоение информации с исполь­зованием этого режима часто проходит одновременно с оценкой, сравнением, которые способствуют более глубокому пониманию и продуктивному запоминанию.
  • Параллельное чтение. При этом способе одновременно изучаются несколько публикаций по одной теме или проблеме. Особенно интересно, когда авторы их придерживаются разных точек зрения. Вам придётся проанализировать разные взгляды, оценить убедительность аргументации, выбрать наиболее пред­почтительную позицию и обосновать свой выбор. Этот способ чтения лучше использовать при подготовке докладов, рефератов.
  • Выборочное чтение предполагает избирательное знаком­ство с отдельными разделами текста, отобранными при изучении содержания издания, либо при ознакомлении с имеющимися вспомогательными указателями и словарями, либо при просмотре текста.
  • Чтение-просмотр. Используется для предварительного ознакомления с книгой или статьёй. Этот способ позволяет принадлежащем внимании и сосредоточенности за короткий проме­жуток времени решить, стоит ли эта книга или статья более де­тального изучения, или сразу выбрать из нее нужный материал.
  • Сканирование. Так называют быстрый просмотр печатного материала с целью поиска имён, дат, статистических данных, фак­тов. Развитая зрительная память даёт возможность при взгляде на страницу текста мгновенно отыскать нужную информацию: фамилию, цитату, название и т.п.

О рациональных приёмах работы с текстом

Итак, вы выбрали тему реферата (доклада, сочинения, выступле­ния), подобрали книги и статьи, методом быстрого просмотра опре­делили, как будете использовать то или иное издание. Что дальше?

Во-первых, будем готовы к тому, что наша предварительная оценка того или иного источника может в процессе работы измениться. Как говорится, материал может повести за собой. И сна­чала мало значимая информация окажется существенной, потя­нет за собой важную цепочку фактов или доказательств. А во-вторых, настала пора подумать о способах сохранения материала, который мы будем добывать, изучая публикации. Эти способы должны удовлетворять нескольким требованиям: компактности хранения, возможности дополнений, гарантии от потерь инфор­мации (например, мы употребили такое сокращение, что теперь не можем понять, что же это значит), удобства использования. Конечно, вы можете изобрести что-нибудь и сами. Но полезно воспользоваться и опытом предыдущих поколений.

Всем перечисленным требованиям отвечают такие популяр­ные приёмы работы с текстом, как:

  • составление простого и сложного плана изучаемой книги или статьи;
  • подчёркивания и выписки из изучаемого издания, которые многократно можно использовать в различных целях, но обя­зательно со ссылкой на источник (ведь мы же уважаем закон об авторском праве!);
  • представление изучаемого текста в форме тезисов;
  • составление конспекта.

План — это своеобразный маршрутный лист, краткий путево­дитель по содержанию всей книги или той части изучаемого изда­ния, которая для вас представляет интерес в связи с конкретной задачей. Составление плана, особенно сложного, — это эффек­тивный способ свёртывания информации.

Очень помогают в освоении материала выписки и подчёркива­ния. Подчёркивание или выделение важных для вас мест в тексте (в том числе, с помощью цветных маркёров) возможно, конечно, только в собственных изданиях. Работая с библиотечными книга­ми и журналами, делаем только выписки. Что полезно выписы­вать? Даты, имена, цифры, выводы, иногда ход доказательств. Умение отбирать материал для выписок — важное подспо­рье в работе. Лучше не дословно переписывать текст, а старать­ся изложить его своими словами. Цифры, например, полезно све­сти в таблицы, диаграммы. То есть одновременно занимаетесь аналитико-синтетической переработкой информации. Очень важно правильно оформить запись: обозначить тему, описать источник, оставить свободное место для каких-то позднейших помет.

Дословно выписываем важные выводы, парадоксальные вы­сказывания, афористично выраженные мысли. Такие выписки бу­дем использовать в прямом цитировании, точно указывая источ­ник вплоть до страницы. Вообще цитирование — сложное искус­ство. Назначение цитаты - подкрепление своей мысли ссылкой на авторитет. Но чтобы такая ссылка была убедительной, нужно очень бережно относиться к чужому тексту. Не вырывать случай­ные полуфразы, а цитировать законченным отрывком, содержа­щим в идеале и тезис, и аргумент (т.е. утверждение и доказатель­ство). Учитывать, в каком контексте употребил цитируемый ав­тор то или иное выражение. Например, реплику, произнесённую в пылу полемики даже очень уважаемым автором, неэтично ци­тировать в качестве основательного аргумента или характеристи­ки его позиции. И, конечно, повторяем, необходимо грамотно оформлять приводимую цитату.

Тезисы — это основные положения, утверждения, суть читае­мого в кратких формулировках. Различают простые тезисы, со­держащие исключительно утверждения, и сложные. В сложных те­зисах приводятся и доказательства, квинтэссенция рассуждений.

Конспект представляет собой краткое последовательное из­ложение содержания книги, статьи или лекции, синтезирующее многие виды записей: пометки, выписки, цитаты, план, тезисы. Конспектируют обычно при повторном просмотре после основ­ного ознакомительного чтения. Это важно! Существенным эле­ментом конспекта являются аргументы, пояснения, примеры. Конспекты бывают разных форм. Например, плановые (или план — конспекты), текстуальные (составляются из цитат с логическими связками — переходами), свободные (являются сочетанием выписок, цитат, иногда и тезисов). Выделяют также тематические конспекты, которые могут представлять собой обзор точек зрения по определённой теме. Тематические кон­спекты, как правило, составляются по нескольким источникам. Жёстких правил составления конспектов нет. Но опыт подска­зывает некоторые «хитрости». Так, удобно оставлять широкие поля, которые при последующей работе заполняются либо соб­ственными замечаниями оценочного характера, либо ссылками на другие материалы, либо рассуждениями, примерами, ассоци­ациями. Эффективным бывает применение графических и цве­товых выделений.

О способах аналитико-синтетической переработки информации

В числе методов аналитико-синтетической переработки рассмо­трим некоторые операции формализованного свёртывания ин­формации. Среди них: библиографическое описание публикации, выделение ключевых слов, аннотирование, реферирование.

Библиографическое описание — это визитная карточка из­дания, точнее его «удостоверение личности», паспорт. В уста­новленной форме библиографического описания важна каждая буква, точка, запятая, пробел. С этой самой лаконичной формой представления печатных источников каждый из нас сталкивает­ся очень часто. Просматривая списки рекомендуемой литерату­ры (например, в учебнике), списки книжных новинок, каталож­ные карточки в библиотеке, записи из электронного или печат­ного каталога, вы не видите ярких обложек. Перед вами только библиографическая запись. Но она говорит о многом. Это как подробная анкета. И очень важно уметь её считывать, извле­кать из неё всю заложенную информацию. Из библиографичес­кого описания можно узнать название и жанр, имена авторов, художников, редакторов, переводчиков. Очень существенны та­кие сведения, как время и место (город, издательство) выпуска книги. Для статьи — название журнала и время публикации. По количеству страниц вы сразу можете оценить солидность изда­ния, предположить, насколько детально раскрывается тема. Со­ставляя списки использованной литературы в собственных работах, необходимо также следовать принятым правилам опи­сания книг и статей (смотри ниже). Тем более, что они утвер­ждены соответствующими государственными органами, называ­ются стандартами. А государственные стандарты в любой обла­сти, как и законы, нарушать нельзя.

В работе с печатными источниками и при подборе литературы, и на этапе освоения сейчас особое значение приобрело умение свернуть информацию (искомую или освоенную) до главных, ключевых слов. Например, при подборе литературы по нужной теме в электронном каталоге или в БД «Российская государ­ственная библиография», необходимо ввести запрос в виде фор­мулировки предметной рубрики или ключевых слов. Научиться точно выразить содержание прочитанного материала в ключевых словах — значит пройти тест на понимание и усвоение его.

Для закрепления основного содержания прочитанной книги полезно уметь составить аннотацию. Это тоже способ предста­вить информацию о данной публикации в свёрнутом виде, загото­вить её впрок. Пройдёт время, что-то позабудется, даже если книга произвела на вас очень сильное впечатление. Поэтому включите в аннотацию кроме краткой характеристики основных идей информацию об авторе, о стиле изложения, о характере до­казательств. Если Вы продолжите заниматься сходными пробле­мами, такого рода «запасы» Вам очень пригодятся.

Составление реферата какого-то источника или документа (в широком смысле) подразумевает краткое, точное изложение его содержания, включающее основные фактические сведения и вы­воды. Реферат может быть составлен на основе двух и более ис­ходных документов.

Несколько очень важных правил

В результате работы вы создадите новый источник информа­ции: сочинение, доклад, реферат, выступление. В своём закон­ченном виде он должен удовлетворять определённым правилам. В частности:

  • правилам грамотного оформления цитат и ссылок;
  • правилам составления библиографических записей о доку­ментах;
  • правилам грамотного   составления списка использованной литературы.

Сначала рассмотрим вопросы оформления ссылок на упоми­наемую или цитируемую работу. Можно использовать один из трех вариантов:

  • Источник указывается непосредственно после цитаты или приведённого фактического материала — в скобках.
  • Приводимым цитатам присваиваются порядковые номера, и в конце страницы под чертой описываются соответствующие ис­точники. В компьютерном текстовом редакторе Word это дела­ется автоматически.
  • После цитаты в скобках указывается номер источника, соот­ветствующий его месту в списке использованной литературы, и после запятой номер страницы. Сам список помещается в конце всей работы. В компьютерном текстовом редакторе Word такая сноска называется концевой и ее тоже можно и нужно оформить автоматически.  

А теперь несколько невредных советов:

«Ни одну серьёзную экономическую, социальную, техничес­кую задачу нельзя успешно решить без переработки значи­тельных объёмов информации» (Гендина Н.И.)

Постоянное соотнесение задачи действия и способа его со­вершения — важнейший принцип интеллектуального труда.

Можно сформулировать закон притяжения новой информа­ции. В розыске или «отлавливании» нужных сведений наблю­даются следующие закономерности:

1. При увеличении объёма накопленной нами информации у нас появляется способность обнаруживать всё больше новой, те­матически, идеологически или логически связанной с преды­дущей. Информация как бы притягивает информацию.

2. «Воссоединение» новой и прежней информации при аналитико-синтетической переработке даёт в результате не «сумму», не результат арифметического сложения, а то, что можно условно назвать «произведением». Это часто инфор­мация нового качественного уровня.

3. Самым продуктивным освоение информации бывает при поиске ответа на конкретный возникший или вызревший у Вас вопрос. Задавайте больше вопросов, в частности, себе. Жить будет интереснее.

 
Список рекомендуемой литературы:

Гецов. Г. Рациональные приёмы работы с книгой. — М.: Кни­га, 1975. — 108 с.

Колесова, A.M. Научная организация умственного труда уча­щихся. — Л.: Знание, 1975. — 32 с.

Реферат всему голова: Рекомендации по написанию рефера­тов для старшеклассников // Открытый урок. — 1997. — 02.97 (№ 6). — С. 4.

Самохина, А. Рекомендации старшеклассникам по написанию рефератов по экономике // Школьный экономический журнал. — 1996. — № 3. — С. 43-47.

Смородинская, М., Маркова, Ю. Различные виды записей // Смородинская М., Маркова Ю. О культуре чтения: Что нужно знать каждому. — М.: 1984. — С. 18—28.  

Список использованной литературы:

  Гендина, Н.И., Колкова. Н.И., Стародубова, Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-мето­дическое пособие. Ч.1. — Кемерово: Кемеровская Гос. академия культуры и искусств, 1999. — 143 с.

Гендина, Н.И., Колкова, Н.И., Скипор, И.Л., Стародубова, Г.А. Формиро­вание информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., перераб. — М.: Школьная библиотека, 2003. — 296 с.:

Справочник школьного библиотекаря / О.Р. Старовойтова, СМ. Плескачевская, Т.Д. Жукова; Под ред. Ю.Н. Столярова. — М.: Школьная биб­лиотека, 2006. — 448 с.  

Как написать реферат на «отлично»?

Сформулируем и согласуем с учителем основные требования к реферату.

Строго говоря, учебный реферат может основываться только на некоторых источниках информации (книгах, статьях, Интернет-ресурсах). Но в особых случаях, если, например, учащиеся вы­полняли самостоятельные творческие или лабораторные работы, вели наблюдения по близкой теме, учитель вправе потребовать, чтобы описание результатов было включено в реферат. Это нуж­но согласовать в самом начале.

Отдельно скажем о желательном объёме. Целесообразнее всего ориентироваться на минимум, заданный учителем (это дис­циплинирует), но помнить и о максимуме количества страниц, по­скольку может накопиться интересный материал, который жалко будет не показать. Краткость же изложения мыслей не только при­знак таланта, но и результат определённого тренинга, опыта.

И, наконец, необходимо получить консультацию о правилах оформления работы: необходимости наличия плана, приложений, оформлении ссылок в тексте, списка использованной литературы.

В помощь конструированию работы предлагаем план — схему реферата с примерным распределением материала по объёму между разделами, с советами о характере используемой литературы (и шире, информации) при работе над тем или иным разделом.

·        План-схема реферата

·        Доля разделав общем объёме

·        Характер используемой литера­туры

·        Примечания

1. Вступление ~5%

Начать работу (даже реферат по физике) по­могают иногда вроде бы не относящиеся к делу ассоциации, неожидан­ные воспоминания: запомнившаяся цитата из детской книжки, строчка из стихотворе­ния, поразивший когда-то случай и даже сон...

Возможно личност­ное, эмоциональное вступление, отража­ющее отношение к данному предмету или теме, степень интереса, широту имеющихся сведе­ний и т.п.

2. История вопроса ~15%

Учебник, энциклопе­дии, предисловия или послесловия в научно-познавательных изда­ниях. Без исторического экскурса не обой­тись, но слишком увлекаться не нуж­но.

3. Основное содержание

А\ Уточнение те­мы с обоснованием.

Б\ Современное состояние разработки вопроса или наиболее распространённое представление о каком-либо предмете, явле­нии, проблеме (с упоминанием имён, конкретных примеров).

В\ Альтернатив­ные точки зрения (также с упоми­нанием имён и, возможно, со своим отношением).

Г\ Результаты самостоятельного исследования, проведённых наблюдений, опытов.

~50%

Энциклопедии последних 10 лет издания (например, «Аванта+», «Большая энциклопе­дия Кирилла и Мефо-дия» (или другие элек­тронные), учебные и научно-познаватель­ные книги(также по­следних лет издания), статьи в научно-популярных журналах («Наука и жизнь», «Знание- сила», «Химия и жизнь», «Техника — молодё­жи», «Юный техник» и др.)

Главные усилия и основное время нужно посвятить этой части работы. Уточнение темы обязательно будет связано с некоторым самоограничением. Лучше сконцентри­роваться и глубже разобраться в одном-двух аспектах выбранной пробле­мы, чем утонуть во многих. Широту же работы обеспечит «исторический» раз­дел (2) и следующий (4). Попробуйте ра­зобраться в разных подходах, разных те­ориях или гипотезах по поводу выбран­ных вами для рас­смотрения проблем. Если возникнут ка­кие-либо предпочте­ния, какие-то аргу­менты покажутся более убедительны­ми, обязательно об этом напишите.

4. Связь рассма­триваемого вопроса с други­ми областями знаний, отрасля­ми промышлен­ности и т.п.

~10%

Современные энцик­лопедии, научно-позна­вательные книги.

5. Заключение. Выводы. ~20%

Кроме краткого ре­зюме о проделанной по составлению реферата работе нужно остановиться на прикладном зна­чении рассматривае­мого вопроса, на применении в про­мышленности, для развития науки (но­вых направлений)

6. Приложения.

А\ Список ис­пользованной литературы.

Б\ Таблицы, диаг­раммы, графики.

В\ Фото, рисунки.

Г\ Схемы.

Без ог­раниче­ния объ­ёма

Для оформления списка использован­ной литературы не­обходимо придержи­ваться правил биб­лиографического описания произведе­ний печати. В качес­тве образца можно использовать биб­лиографическое описание конкретно­го издания на оборо­те его титульного листа. Статьи из сборников и журна­лов описываются несколько иначе. Об этом нужно проконсультировать­ся у библиотекаря. Материал Приложе­ний может отчасти повторять доказа­тельную часть рефе­рата. Но он будет более детальным, подробным, развёр­нутым

Как подобрать литературу по теме реферата?

После осмысления выбранной темы для реферата и предвари­тельных консультаций с учителем наступает этап подбора литера­туры и материалов.

Определим сначала возможные источники выявления ин­формации для написания реферата (доклада, сочинения).

Результатом такой работы может стать перечень источников, которыми можно воспользоваться в процессе подбора литерату­ры на тему реферата, к сочинению, докладу. Пусть на первом ме­сте в этом перечне будут списки литературы для дополнитель­ного чтения, которыми оснащены некоторые учебники. Скорее всего, вам знакомы такие списки по истории, по мировой художе­ственной культуре. Вы знаете, что они имеют рекомендатель­ный характер, то есть в них внесены не только специально подо­бранные (по теме, предмету), но тщательно отобранные книги, отвечающие вашему уровню знакомства с предметом. В этот же пункт перечня внесём и списки литературы при больших словар­ных статьях в энциклопедиях, в некоторых научно-познаватель­ных изданиях, журналах. Такие списки называют иногда «прикнижной библиографией».

Большую помощь в работе над учебным рефератом могут ока­зать специальные рекомендательные указатели литерату­ры, путеводители по книгам, библиографические очерки, беседы о книгах. Они бывают тематические и проблемные. Как правило, в них бывает отражена и проаннотирована лучшая ли­тература. Эти «книги о книгах», а если строго профессионально, то «рекомендательно-библиографические пособия», имеющиеся в каждой городской, районной библиотеке, не всегда отражают новейшую литературу. Но представленные в них издания, как правило, прошли строгий библиографический отбор и относятся к «золотому ядру» познавательной литературы.

Самый популярный способ подбора литературы — это поиск в библиотечных каталогах и картотеках. Карточный каталог отра­жает фонд конкретной библиотеки: книги, звукозаписи, диапозити­вы, диафильмы, видеозаписи, электронные издания. В картотеках собраны карточки с описанием статей из журналов и газет, кото­рые выписывает эта библиотека. Для удобства пользования один и тот же фонд представлен в алфавитных и систематических ката­логах и картотеках. В алфавитных карточки расставлены в алфа­вите авторов и названий. Следовательно, не зная фамилии автора, а иногда также и его инициалов, или точного названия разыскива­емого издания, если нужен сборник статей без автора, к алфавит­ному каталогу прибегать бесполезно. Систематические каталоги и картотеки в общедоступных (массовых, публичных) библиотеках России организованы в соответствии с философией и технологи­ческими принципами универсальной классификационной системы — библиотечно-библиографической классификации (ББК). На­уки и явления действительности, области знаний и отрасли прак­тической деятельности человека закодированы (зашифрованы) цифрами. Иногда эти символы или индексы (шифры) выглядят, как многозначные числа или даже формулы, содержащие точки и скобки, реже буквы. Это может означать, что содержание кон­кретного издания раскрывает разные области науки, явления на стыке разных наук или посвящено какой-то узкой (высокая сте­пень детализации), либо комплексной научной проблеме.

В каждой библиотеке читатель найдёт ключ к каталогу или па­мятку для пользователя. В трудных случаях на помощь придёт библиограф-консультант. Но помощь эта будет эффективной только в том случае, если читатель чётко и точно сформулирует свою тему, цель обращения к литературе и желательный характер изданий. Например, «Нам задали написать реферат о состоянии воздуха в Москве. Сейчас я работаю над разделом о различии воздуха в разных районах Москвы. Хотелось бы посмотреть ста­тистические данные за последние пять лет». Запрос такой степе­ни точности даст возможность работнику библиотеки быстро предложить читателю нужные материалы: например, издания правительства Москвы, региональную периодику, справочники.

В последние годы многие библиотеки получили возможность предоставлять читателям в пользование электронный каталог на свой фонд, а в библиотеках, подключённых к глобальной сети, и доступ к электронным ресурсам крупнейших библиотек. Эф­фективное использование этих возможностей зависит от степени подготовленности читателя. И опять повторим: необходимо точно знать, что именно тебе нужно, и чётко формулировать запрос. Требования эти только возрастают, когда посетитель библиотеки остаётся один на один с дисплеем. Кроме умения работать с ком­пьютерными базами данных, нужна определённая читательская культура и, в том числе, культура библиографического поиска. В неё, в частности, входит владение приёмами работы с информа­цией: свёртывание текста до тезиса, определение тезиса и аргу­мента, определение необходимости и достаточности доказатель­ной базы, навык логического структурирования, определение ключевых слов в тексте.

В электронном каталоге есть различные параметры поиска: по фамилии автора, по теме (в чёткой формулировке), по клю­чевым словам. Если в библиотеке, где вы занимаетесь, каталоги и картотеки объединены в локальную сеть, можно в ответ на за­прос сразу получить список и книг, и статей из газет и журналов, имеющихся в данной библиотеке. Если же нет, придётся отдель­но запрашивать разного вида издания. Но к периодическим изда­ниям (журналам, газетам) обязательно нужно обратиться. Имен­но в них можно надеяться найти материалы о самых современных точках зрения на тот или иной предмет, новейшие сведения о раз­витии науки и техники.

Готовый перечень источников для составления списка литера­туры по теме можно представить в виде таблицы:

№ пп

Тип источника

Краткая характерис­тика

Примечания

1. Прикнижная библиография

Рекомендательные списки литературы в учебниках, при больших словарных статьях в энциклопе­диях, в некоторых на­учно-познавательных изданиях, журналах.

Многие издания могут лечь в основу вашего списка.

2. Рекомендательные библиографические пособия (указатели литературы и т.п.)

Тематические и проблемные указатели литературы, путе­водители по книгам, беседы о книгах, библиографические очер­ки отражают лучшую литературу по теме или предмету на мо­мент составления по­собия.

Подбор и группировка литературы в библиографических пособиях, а также краткие введения в разделы помогут сфор­мировать комплексный подход к рассмотрению проблемы и увидеть меж­предметные связи.

3. Каталоги в библиотеке

А\ Алфавитный

Б\ Систематичес­кий

Специализированные по типам носителей информации (отдельно на книги, аудиовизуальные материалы, компакт-диски, CD и т.п.) каталоги отражают фонды конкретной библиотеки. Карточки расставлены в алфа­вите авторов и назва­ний. Карточки рас­ставлены по универ­сальной классифика­ционной системе.

Поиск по карточному каталогу требует точной формулировки темы и оперативной задачи (на каком этапе написа­ния реферата вы находи­тесь). В процессе знаком­ства с разделом и подраз­делами, а также с много­численными ссылками к другим отделам формиру­ются комплексные пред­ставления о предмете.

4. Картотеки в биб­лиотеке

Содержат библиографические описания статей из газет и журналов. Карточки расставлены по универсальной классифи­кационной системе.

5. Электронный ка­талог библиотеки

Библиографические описания фондов конкретной библиотеки в электронной форме.

Поиск в ЭК требует чёткой формулировки темы или точного определения ключевых слов.

6. Интернет — ресурсы для образования

  • Образовательные порталы
  • Сайты рос­сийских библиотек
  • Сайты музеев
  • Сайты учебных заведений
  • Телекон­ференции, где могут обсуждаться интерес­ные для Вас темы
  • Виртуальные биб­лиотеки, архивы электронных текстов и многое другое.

Используя разделы этого перечня как некий «маршрутный лист», мы составляем список литературы, которая может нам помочь в написании реферата (доклада, сочинения). Сначала это будет первоначальный вариант. Как правило, он оказывается в значительной степени избыточным. Какие-то издания мы не сможем своевременно получить (будут заняты другими читателя­ми), какие-то при ближайшем знакомстве окажутся малополез­ными. Некоторые издания будут использованы только частично. То есть на следующем этапе работы со списком литературы нам придётся заниматься отбором изданий «первой необходимости». Мы будем решать задачу превратить список подобранной литера­туры в список необходимой литературы, большая часть которого будет помещена в Приложении к готовому реферату под названи­ем «Список использованной литературы». Что тут нужно, преж­де всего, принимать во внимание?

Повторяем, мы работаем пока со списком. То есть перед нами только библиографические описания изданий, в лучшем случае, аннотации, если мы не поленились их переписать с каталожной карточки или нам посчастливилось получить полную распечатку из электронного каталога. Какие критерии для отбора мы можем применить, чтобы рассортировать книги и статьи по степени необходимости для решения нашей конкретной задачи?

Прежде всего, смотрим на тип издания. Энциклопедия, словарь, справочник, учебник, научно-познавательное издание, жур­нал популярный, журнал научный — всё нам может пригодиться. Но важно представлять, с каким вопросом, за какими сведениями целесообразнее всего обратиться к тому или иному изданию в первую очередь. Например, если нужно уточнить определение какого-либо предмета или явления, мы, конечно, возьмём в руки энциклопедию или отраслевой толковый словарь. За сведениями о жизни и деятельности учёного, исторического деятеля обратим­ся опять-таки к универсальной или отраслевой энциклопедии или к биографическому словарю. А вот информацию о новейших раз­работках, о находках последних экспедиций мы найдём только в периодических изданиях или в Интернете. Но сугубо научные журналы или Сборники трудов высших учебных заведений нам вряд ли подойдут. Время публикации материалов в Интернете не всегда удаётся установить (можно устаревшие сведения принять за последние достижения). К тому же публикуемые там статьи и материалы часто рассчитаны на специалистов. Мы же пока овла­деваем основами, нам незнакомы пока специальные термины. Не будем поддаваться искушению привлекательных названий.

Следующий критерий, который необходимо принять во внима­ние — это год издания. Для написания школьных работ лучше обращаться к справочным, познавательным и прикладным изда­ниям не старше 10-12 лет. Периодические же издания, конечно, последних 3-5 лет. Возможны исключения. Но требуется опреде­лённая база знаний и развитый навык критического мышления, чтобы судить об актуальности или достоверности статьи из попу­лярного журнала двадцатилетней давности.

Теперь посмотрим на наш отредактированный список с точки зрения разнообразия представленных в нём авторов. Не стоит поддаваться соблазну использования книг и статей знакомого и, может быть, в силу занимательности изложения, симпатичного автора. Нам интересно познакомиться с разными точками зрения, подходами, гипотезами. И нужно осветить это в своей работе. Чем более широкие познания будут продемонстрированы в учеб­ном реферате, тем выше он будет оценен.

И, наконец, при сортировке нашего списка отобранной лите­ратуры обязательно внимательно прочитаем аннотации. В них, как правило, не только очень (очень!) кратко перечислены основ­ные проблемы содержания книги, но и бывают иногда определе­ны особенности, своеобразие именно этого сочинения, приведе­ны некоторые сведения об авторе. И почти всегда в аннотации есть указание, для кого предназначено данное издание. К этому указанию нужно отнестись серьёзно.

Итак, список литературы готов. Это не значит, что он не будет изменяться и в сторону расширения, и, наоборот, в сторону со­кращения. В процессе работы вам будут встречаться ссылки на другие издания или авторов, выразительные цитаты. Может слу­читься, что вы не найдёте намеченное издание, а в библиотеке или в магазине вам предложат аналогичное или что-то другое взамен, иногда самое последнее, что не успело ещё попасть в библиотеч­ные каталоги. Будьте к этому готовы и настройтесь на позитивную реакцию.

Остаётся раздобыть намеченные издания, изучить их и «вы­удить» из них всё самое интересное и полезное для нас.

О видах источников информации

Очень часто нам приходится решать конкретную задачу: сделать методическую разработку, написать статью, составить реферат, подготовить выступление, доклад, написать дипломную работу и т.п. Во всех случаях мы сначала хотим познакомиться с тем, что уже сделано, сказано, написано по интересующей нас теме. То есть, начинаем с разыскания материалов, знакомства с ними, отбора самых необходимых, значительных, интересных. Каждый из нас может иметь определенные предпочтения, но полезно иметь более широкое представление о существующих видах источников информации. Итак, нам могут пригодиться:

  • тексты,
  • видеозаписи (особенно документальные или методического характера),
  • звукозаписи,
  • изоматериалы,
  • карты,
  • комплекты (например, книга+CD),
  • кинофильмы,
  • микроформы,
  • мультимедиа,
  • ноты,
  • предметы (например, музейные экспонаты),
  • рукописи,
  • электронные ресурсы.

Где мы их разыскиваем?

О различных информационных средах и особенностях их использования.

Возможностей удовлетворения информационных потребностей в современном мире много. Существует огромное количество информационных ресурсов по различным областям знаний и человеческой деятельности. Ресурсы эти представлены на различных носителях. Функционируют и специальные структуры (учреждения), задача которых собирать, хранить, систематизировать и предоставлять эти ресурсы в пользование. К ним можно отнести и библиотеки, и книжные магазины, и, наконец, Интернет. Но необходимо уметь ориентироваться в этих столь различных информационных средах.

Об информационно-поисковых системах (ИПС) современных библиотек

Главной составляющей ИПС библиотек остаются карточные каталоги. Они отражают фонды конкретной библиотеки: книги, звукозаписи, диапозитивы, диафильмы, видеозаписи, материалы на оптических носителях. Для удобства пользования один и тот же фонд представлен в алфавитных и систематических каталогах. В алфавитных каталогах карточки расставлены в алфавите авторов и названий. Следовательно, не зная фамилии автора (а иногда важны и его инициалы, например, в случае очень распространенных фамилий) или точного названия разыскиваемого издания (например, сборника статей без автора), к алфавитному каталогу прибегать бесполезно. Об особенностях организации и использования систематических каталогов будет сказано ниже.

В каждой библиотеке есть еще большое количество периодических изданий. Публикации в газетах и журналах гораздо оперативнее отражают наше динамичное время во всех областях. Карточки с описанием статей из журналов и газет, которые выписывает конкретная библиотека, помещаются отдельно от описания книг. Они собираются в картотеках. По способу организации картотеки бывают систематическими, предметными, предметно-тематическими.

В каждой библиотеке читатель найдёт ключ к каталогу или памятку для пользователя. В трудных случаях на помощь придёт библиограф-консультант. Но помощь эта будет эффективной только в том случае, если читатель чётко и точно сформулирует свою тему, цель обращения к литературе и желательный характер изданий. Например, «Нужен материал о состоянии воздуха в Москве, в частности, о различии воздуха в разных районах Москвы. Хотелось бы посмотреть статистические данные за последние пять лет». Запрос такой степени точности даст возможность работнику библиотеки быстро предложить читателю нужные материалы: например, издания правительства Москвы, региональную периодику, справочники.

В последние годы многие библиотеки получили возможность предоставлять читателям в пользование электронный каталог на свой фонд, а в библиотеках, подключённых к интернету, и доступ к сводному каталогу библиотек Москвы, к электронным ресурсам крупнейших библиотек. Эффективное использование этих возможностей зависит от степени подготовленности читателя. И опять повторим: точно зная, что именно нужно, необходимо чётко формулировать запрос. Требования эти только возрастают, когда посетитель библиотеки остаётся один на один с монитором. Кроме умения работать с компьютерными базами данных, нужны навыки   библиографического поиска. Наряду с владением приёмами работы с информацией (свёртывание текста до тезиса, определение тезиса и аргумента, определение необходимости и достаточности доказательной базы), требуется навык логического структурирования, определение ключевых слов в тексте.

При поиске в электронном каталоге используются различные параметры: по фамилии автора, по теме (в чёткой формулировке), по ключевым словам. Если в библиотеке, где вы занимаетесь, каталоги и картотеки объединены в локальную сеть, можно в ответ на запрос сразу получить список и книг, и статей из газет и журналов, имеющихся в данной библиотеке. Если же нет, придётся отдельно запрашивать разного вида издания. Но к периодическим изданиям обязательно нужно обратиться. Именно в них можно надеяться найти материалы о самых современных точках зрения на тот или иной предмет, новейшие сведения о развитии науки, техники, права, статистические данные, рецензии на книги, аналитику, материалы дискуссий.

Большую помощь в работе могут оказать специальные указатели литературы. Они бывают универсальными и отраслевыми. Большая часть указателей, предназначенных, в том числе, и специалистам, содержит круг литературы, отобранной по тем или иным критериям. Такими критериями могут быть, например, широкая или узкая проблематика, время издания, читательское назначение.

Библиотека как информационная среда

Печатные источники, содержащиеся в универсальных фондах публичных библиотек, дают возможность широкого выбора авторов, типов и видов изданий. Библиотека – единственное не ангажированное учреждение, призванное и способное представлять интересующимся через имеющиеся у нее материалы различные точки зрения, различные подходы, теории, концепции, системы взглядов на тот или иной предмет, явление, событие. И для пользователей это чрезвычайно важная возможность формирования критериев отбора и оценки информации, обоснования самостоятельных суждений, собственной позиции. Работа с информацией разного рода способствует формированию целостного мировоззрения.

Что еще находят пользователи в библиотеках? Прежде всего, конечно, информацию, и в том числе, второго уровня, т.е. информацию об информации. В современных условиях небывалого возрастания информационного потока грамотный специалист особенно ценит профессионально выполненную систематизацию источников, классификацию по ясным критериям, не рекламное представление информации. И, конечно, профессиональную помощь в работе с ней. Располагая современными средствами поиска и доставки информации, а также умением этот поиск осуществлять с одновременным анализом и отбором, библиотеки уже давно предоставляют пользователям информацию о книгах и иных материалах не только на основе своего фонда.

Сейчас не имеет принципиального значения наличие или отсутствие конкретных материалов в данной библиотеке. Библиотекарь информирует о том, что такое-то издание существует, рекомендует его использовать тем или иным способом, готов проконсультировать, как целесообразнее поработать с печатным изданием или другим источником информации, чтобы решить конкретные задачи. Библиотека как центр документации помогает осуществлять межпредметные, междисциплинарные связи.

При разыскании информации мы можем использовать, кроме библиотеки и собственного книжного шкафа, списки литературы в специальных изданиях, энциклопедиях, авторефератах диссертаций, отраслевых библиографических указателях (для учителей большой интерес представляют издания ГНПБ им. К.Д. Ушинского) и, конечно, неисчерпаемый интернет.

О некоторых способах работы с источниками информации

Набрав определенное количество документов (вообще это процесс длительный, чтобы не сказать бесконечный), мы должны произвести первичный отбор, руководствуясь какими-то собственными критериями. Затем подробно изучаем уже отобранные источники информации (этот массив может пополняться или сокращаться в процессе работы). В результате освоения мы обрастаем закладками, картотеками, выписками, планами, конспектами. Разными способами мы фиксируем в них не только основные идеи и аргументы авторов, но и собственную реакцию, впечатления. Очень часто парадоксальные или поначалу вызывающие резко отрицательные эмоции чужие мысли и предложения дают хороший творческий толчок развитию наших собственных идей. Их обязательно нужно записывать по горячим следам.

Однако самое большое внимание уделите составлению картотеки используемых материалов. Этот информационный массив может, конечно, существовать и в виде списка. Но картотека (на стандартных библиотечных карточках или самодельных, не имеет значения) рациональнее в смысле удобства использования и экономичности. На карточку, где описан один документ (книга, статья из журнала или газеты, электронный ресурс, материал из интернета) можно заносить всё новые и новые записи. Потом эти карточки можно многократно группировать в зависимости от конкретной задачи. Из них вы будете, в частности, составлять основу списка использованных источников. Такой список является обязательной составной частью законченной работы.

В результате вы создадите новый информационный продукт: эссе, рецензию, обзор, доклад, реферат, выступление. В своём законченном виде он должен удовлетворять определённым правилам. В частности:

  • правилам грамотного оформления цитат и ссылок;
  • правилам составления библиографического описания документа;
  • правилам грамотного составления списка использованной литературы.

О правилах оформления цитат и ссылок

Рассмотрим вопросы оформления ссылок на упоминаемую или цитируемую работу. Обычно используют один из трех вариантов:

1. Источник указывается непосредственно после цитаты или приведённого фактического материала - в скобках.

2. Приводимым цитатам присваиваются порядковые номера, и в конце страницы под чертой описываются соответствующие источники. В компьютерном текстовом редакторе Word это делается автоматически.

3. После цитаты в скобках указывается номер источника, соответствующий его месту в списке использованной литературы, и после запятой номер страницы. Сам список помещается в конце всей работы. В компьютерном текстовом редакторе Word такая сноска называется концевой и ее тоже можно оформить автоматически.
 

Методические рекомендации по организации консультаций

 

Консультирование в процессе создания ЦОР осуществляется как в режиме реального времени  при очных встречах или во время каникул (on–line) – в период самостоятельного изучения учебного материала и выполнения индивидуальных творческих заданий, так и в режимах off–line с использованием Интернет-технологий.

Консультирование – особым образом организованное взаимодействие между педагогом-консультантом и обучающимся, направленное на разрешение  проблем и внесение позитивных изменений в деятельность обучающегося.

Задачи консультирования заключаются в:

·        оказании помощи учащимся по освоению отдельных программ;

·        ориентации учащихся в информационном поле;

·        рекомендациях по использованию полученной информации и учебно-методических материалов в практической деятельности;

·        оказании помощи при подготовке к защите своей работы.

Консультации могут быть индивидуальными и групповыми (но не более 5—7 человек одновременно).

Кроме того, при организации коммуникативных форм консультаций в глобальной сети преподаватель может выполнять роль модератора. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящего обучающегося к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей. Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала  обучающегося, помогает выявить скрытые возможности и нереализованные умения. Основными методами работы педагога-модератора являются методы, которые побуждают обучащихся к деятельности и активизируют их; выявляют существующие у них проблемы и ожидания; организовывают процесс участия в дискуссии; устанавливают атмосферу сотрудничества. Педагог-модератор выступает посредником, который устанавливает отношения между обучающимися.

Консультации могут быть организованы синхронно (чат, ICQ), когда дается общая консультация для обучающихся с общим стартовым началом; асинхронно (электронная почта, форум), когда учащиеся консультируются не одновременно, а в разное время в течение дня, недели.

Основные средства телекоммуникаций в организации дистанционных консультаций:

1. Наиболее распространенным является использование для данной цели электронной почты. Электронная почта – служба в сети Интернет, позволяющая обмениваться документами в электронном виде. Необходимо отметить, что электронная почта – это технология взаимодействия в режиме офф-лайн. Учащийся посылает вопрос консультанту, а консультант отвечает на него в любое удобное время в течение трех дней.

2. Списки рассылки организуются пользователем электронной почты с помощью имеющихся у него почтовых программ и дают возможность организовывать общение многих со многими. Одно письмо, направляемое на один электронный адрес, дублируется сервером и рассылается всем пользователям, подписавшимся на этот ссылки, то есть включившим свой электронный адрес в список рассылки.

3. Электронные доски объявлений – используются главным образом для оповещения всех пользователей какой-либо важной или срочной информацией в форме объявлений. В отличие от электронной почты или списков рассылки информация рассылается не в принудительном порядке, а представляется  на всеобщее обозрение.

4. Организация форума.

Форум – электронная конференция, организованная в режиме отложенного времени. Асинхронное взаимодействие позволяет работать со учащимися из разных часовых поясов. Слушатель посылает вопрос консультанту, а консультант отвечает на него в любое удобное время в течение трех дней. В режиме электронной конференции вопрос и ответ консультанта видят все учащиеся, участвующие в форуме. Переписка попадает на экран к каждому учащемуся.

Для организации продуктивной работы форума можно заранее написать приветственное письмо, обращенное ко всем участникам обучения, повторить цели и задачи курса, пригласить всех к обсуждению той или иной проблемы. Хорошим решением будет также заранее открыть дискуссии (отдельные форумы, папки) для каждого модуля (изучаемой темы) курса. В этом случае и учащимся, и учителям будет проще отслеживать размещение новых материалов и не терять нить обсуждения. Наличие заранее опубликованных материалов в форуме также поможет обучающимся проявить активность и выступить (первым быть всегда сложнее).

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

 

Исходя из целевой направленности и содержания заданий самостоятельные работы принято делить на четыре типа:

1.            Воспроизводящие самостоятельные работы (работы по образцу) включают в себя задачи на воспроизведение знаний, умений. Все данные для нахождения искомого, а также способ выполнения задания представлены в самом задании или в соответствующей инструкции. Эти работы, содействуя накоплению учащимся опорных фактов и способов деятельности, закреплению умений и навыков, создают условия для выполнения задач более высокого уровня самостоятельности.

2.            Реконструктивные самостоятельные работы. Их характерным признаком является сообщение лишь общей идеи решения, а учащемуся необходимо развить ее в конкретный способ или способы применительно к условиям задачи. Учащийся соотносит задание с другими, известными ему репродуктивными задачами. Главное здесь – актуализация усвоенных знаний, умение выбирать и привлекать необходимые знания для решения задачи.

3.            Эвристические работы связаны с нестандартной ситуацией, нетиповыми задачами. В их основе – поиск, догадка, формулирование и реализация идеи.

4.            Исследовательские, творческие работы. В ходе выполнения их проявляется самый высокий уровень творческой самостоятельности и познавательной активности учащегося. Через творческую работу он проникает в суть изучаемого явления, находит новые идеи для решения проблем. Учащемуся, способному к выполнению творческого задания, присущи такие проявления, как  видение проблемы в знакомой ситуации и применительно к новой функции объекта, способность на основе неопределенности найти способ решения задачи, наличие альтернативного мышления и др.

Самостоятельная работа старшеклассников при создании ЦОР может включать: подготовку к урокам, выполнение заданий, способствующих решению учебных задач; подготовку к участию в телеконференциях; самостоятельное изучение отдельных аспектов содержания учебной программы по предметам, выполнение творческих заданий, разработка учебных проектов.

Типовые задания для самостоятельной работы:

1.      Составление опорных конспектов по теме, опорно-логических схем; различных видов таблиц (концептуальных, сравнительных, «толстых и тонких вопросов»), поиск информации в сети Интернет.

2.      Разработка проектов (индивидуальных, групповых).

3.      Изучение дополнительной литературы.

4.      Составление словаря или понятийно-терминологической карты по теме.

5.      Проведение исследований, обработка и анализ полученных сведений, представление отчетов по результатам исследования.

Задачи педагога при организации самостоятельной работы:

·  помогает определить цели и задачи, которые предполагается решить в ходе их самостоятельной деятельности;

·  определяет предмет информационного поиска в соответствии с выбранной проблемой;

·  знакомится с фондами электронных и информационных ресурсов, составляет рекомендуемый список информационных средств, которыми учащиеся могут воспользоваться в ходе их самостоятельной деятельности;

·  продумывает возможную поисковую стратегию (этапность поиска информации с обозначением промежуточных результатов) и круг информационных средств;

·  оказывает помощь в обработке информации, консультирует, если возникает необходимость, по оформлению результатов и презентации  продукта самостоятельной деятельности;

·  осуществляет обратную связь по выполненным заданиям: уточняет степень выполнения задания, отвечает на вопросы, диагностирует причины возникающих затруднений, дает рекомендации, помогает определить путь решения проблемы.

·  проводит групповые встречи, на которых  взаимодействует с малой группой обучающихся. На них обсуждаются наиболее сложные моменты, рассматриваются типовые затруднения и ошибки.

Важным моментом при организации самостоятельной работы учащихся является система контроля и оценки выполненных работ, в ходе которого внимание должно фиксироваться не только на результате проделанной работы (заполненная таблица, решенная задача, составленный конспект и т.п.), но и на тех операциях, которые реально были осуществлены для того, чтобы выполнить ту или иную работу.

Система контроля за самостоятельной работой может включать:

·      организацию коллоквиумов, выставок-презентаций;

·      подготовку и защиту рефератов, докладов, сообщений, проектов;

·      создание тематических веб-страниц индивидуально и в минигруппах;

·      разработка учебных материалов в виде гипертекстов с мультимедиаприложениями.

 

Методические рекомендации по организации учебной работы, в том числе методики организации групповой и индивидуальной работы учащихся

 

При организации учебной работы в процессе создания ЦОР необходимо ориентироваться на модели занятий, направленных на решение разнообразных педагогических задач:

 

Задача

Модель

Изучение содержания учебной информации (УИ).

Модель информационного занятия

Создание условий для организации группового взаимодействия с целью  изучения содержания.

Модель занятия организации группового взаимодействия

Создание условий для «выращивания» нового знания, получения конкретного образовательного продукта.

Организация поисковой деятельности.

Модель занятия продуктивной деятельности

Отработка общеучебных и предметных навыков и умений

Модель занятия-тренинга

Оценка уровня достижений поставленных целей

Модель занятия оценки личностных и учебных достижений

Помощь обучающемуся в самоопределении и личностном целеполагании по отношению к теме

Модель рефлексивного занятия

 

 

 

Формы работы с графическими изображениями

 

  Выбор видов деятельности, формирующих аналогичные умения, должен соответствовать возрасту, интересам, способностям учащихся.

Виды деятельности, умения учащихся.

V класс

VI класс

VII класс

VIII класс

IX класс

Использовать графические изображения как источник знаний. Извлекать информацию из источников (этап идентификации и понимания).

 Самостоятельно составлять рассказ на основе 1 – 2-х источников, включая изобразительную графику.

Составлять описание на основе текста и графического изображения. Высказывать свое отношение.

Использовать графические изображения как источник знаний. Извлекать информацию из источников (этап идентификации, понимания, интерпретации). Составлять простой план и рассказывать об объектах, привлекая различные источники, включая графические. Давать оценки.

Использовать графические изображения

как источник знаний. Сравнивать содержание различных источников, включая оценки событий (этап идентификации, понимания, интерпретации, оценки источника). Составлять развернутый план, привлекая различные источники, включая графические. Высказывать свое мнение, аргументируя его ссылками на источники, включая графические.

Анализировать графические изображения как источник знаний.

 Отбирать и сопоставлять информацию отдельных источников, включая графические. Участвовать в дискуссии, аргументируя свое мнение ссылками на источники, включая графические.

Анализировать графические изображения

как источник знаний. Самостоятельно проводить поиск информации в нескольких источниках, включая графические. сравнивать источники по достоверности и релевантности. Отражать свою точку зрения в творческих работах (эссе, мини – исследование и др.).

  При работе с графическими изображениями учащимся также могут быть предложены индивидуальные, групповые и самостоятельные задания на извлечение и обработку информации источника, на сравнение и оценку источников, творческие задания.

 

Задания на извлечение и обработку информации из ЦОР "Заповедники Хабаровского края"

 

1. Установить тип источника (провести идентификацию). Например: «Дайте характеристику Большехехцирского заповедника».

2. Выделить самые важные детали изображения.

3. Составить вопросы к источнику.

4. Придумать или угадать название источника. Рассказать о событиях с использованием источника.

5. Составить характеристику объекта по источнику.

6. Использовать источник для доказательства или опровержения определенной идеи, тезиса и т.д.

7. Отобрать графические источники по проблеме. Например: «Подготовьте виртуальную экскурсию по хвойному лесу».

Задания на сравнение и оценку источников

1.      Сравнить изображение одного объекта в разных источниках.

2.      Проанализировать несколько источников для выявления специфики.

3.      Дать оценку событию, процессу, используя информацию источника.

4.      Оценить достоверность и надежность графического изображения.

Творческие задания

1.      Персонифицировать изображение.

2.      Использовать сопоставительный анализ источников.

3.      Выявить альтернативы используя источники.

4.      Прогнозировать тенденцию и динамику процессов, их последствия.

5.      Сопоставьте различные источники для построения и проверки версии события.

6.      Используйте графические источники как аргумент в дискуссии.

7.      Напишите творческую работу (эссе, мини – исследование…) на материалах источников.

 

Виды файлов, используемых в проекте

 

 

Информативная

Проблемного изложения материала

Аналитическая

1.Среди файлов есть титульный файл с заголовком, файл, обозначающий цели (познакомиться с тем или иным видом), информацию о данном виде, выводы, ресурсы.

1.Среди файлов есть титульный файл с заголовком, файл, обозначающий цели (они должны быть направлены на решение проблемного вопроса), файл формулирующий проблемный вопрос, выводы, ресурсы.

1.Среди файлов есть титульный файл с заголовком, файл, обозначающий цели (они должны  определять наличие какого-либо исследования на основе анализа и т.п.), выводы, ресурсы.

2. Файлы представлены в логической последовательности.

2.Файлы представлены в логической последовательности.

2. Файлы представлены в логической последовательности.

Прослеживается идея работы, которая соответствует поставленным целям.

Прослеживается идея работы, которая соответствует поставленным целям.

Прослеживается идея работы, которая соответствует поставленным целям.

Работа содержит информацию о видах

Работа содержит информацию о видах, которая рассматривается при поиске ответа на проблемный вопрос.

Работа представляет не только информацию о видах, но и содержит исследовательскую часть (Анализ размещения того или иного вида, сравнение, объяснения причин и т. д.)

Содержит оригинальные иллюстрации, дополняющие содержание и поясняющие определенные тезисы в информационной части и выводах.

Содержит оригинальные иллюстрации, дополняющие содержание и поясняющие определенные тезисы в информационной части, ответе на проблемный вопрос и выводах.

Содержит оригинальные иллюстрации, дополняющие содержание и поясняющие определенные тезисы в исследовательской части и выводах.

 

 

Составление кроссвордов

 

Проектом при изучении любой темы может быть и составление кроссворда, содержащего основные понятия данной темы. Предполагается, что составленные кроссворды будут в дальнейшем использованы для проверки знаний учащихся другого класса (или этого же) по данной теме. Выполнение проекта состоит из нескольких этапов.

Сначала класс делится на пары и в каждой паре учащиеся выбирают, какие понятия они включат в кроссворд. Они могут выбирать понятия, изученные на уроках; встречающиеся в учебнике, но не рассмотренные на уроках по предложенной теме; имеющие отношение к данной теме, но не встречающиеся в учебнике и т. д.

Затем выбранные понятия с их определениями набираются в Word (т. е. то, что будет указано в задании кроссворда). Работа может проводиться несколькими способами: 1) ребята могут для начала просто набрать термины с их расшифровкой; 2) текст может сразу набираться по принципу оформления задания кроссворда (т. е. на 1-й странице будет набрано «По вертикали. 1. .... . 2. ... . По горизонтали. 3. ... . 5. ... .», а на 2-й — ответы). На этой стадии может быть проверена правильность трактовки терминов.

Далее учащиеся в Word рисуют сетку кроссворда либо с помощью инструментов создания таблиц, либо с помощью встроенных инструментов рисования. Наиболее продвинутые ученики могут использовать макросы. Работа (2 страницы: одна — с сеткой кроссворда и вопросами, вторая — с ответами) распечатывается.

Учащиеся обмениваются кроссвордами и разгадывают их.

В данной работе легко осуществляется дифференциация по уровням подготовки учащихся (что желательно при проектном обучении). Дифференциация по 1-й теме («Компьютер») может проводиться по количеству терминов, которые предлагается использовать в кроссворде, и по источникам информации (более сильные ученики используют дополнительные источники информации). Дифференциация по 2-й теме («Технология обработки текстовой информации») может проводиться следующим образом: самые слабые ученики могут просто набрать текст в Word без оформления, а сетку кроссворда нарисовать на бумаге с помощью карандаша и линейки, причем последовательность номеров слов может быть произвольной. Наиболее продвинутые ученики могут использовать различные шрифтовые выделения, разные способы оформления абзаца и страницы; сетка кроссворда может быть нарисована с помощью инструментов создания таблиц с использованием макросов; нумерация слов — как в кроссвордах печатных изданий. Кроме того, необходимо учитывать структуру кроссворда: чем она «плотнее», т. е. чем больше пересечений, тем выше должна быть оценка.

 

 

Работа с программой "Классический кроссворд"

 

Программа “Классический Кроссворд” предназначена для разгадывания кроссвордов не на бумаге, а на экране компьютера. В отличие от бумажных кроссвордов здесь инструментом служит не карандаш, а клавиатура и мышь. Главный же инструмент по-прежнему интеллект. Разгадывать кроссворды в этой программе не менее удобно, чем печатать текст в редакторе “Word”.

В программе “Классический Кроссворд” можно создавать новые кроссворды. Можно, затратив менее часа, ввести в программу кроссворд вместе с вопросами. Если вы делаете кроссворд с нуля, воспользуйтесь вспомогательными программами подбора слов и автоматическими заполнителями кроссвордов.

Сетку кроссворда можно экспортировать в файл .BMP . Вы можете проделать это на любом этапе как в режиме “Разгадывание”, так и в режиме “Создание кроссворда”. Вы можете его открыть в любом графическом редакторе от Paint до Photoshop.

Вопросы кроссворда можно экспортировать в файл .TXT . Рекомендуем открывать в дальнейшем этот файл в редакторах WordPad или Word. Результат Вам понравится. Вы можете экспортировать вопросы как из готовых кроссвордов, так и из недоделанных.

Все инструкции по работе спрограммой можно найти в справочном файле.

Методические рекомендации
Заповедники Хабаровского края
Коллекция изображений

Как мы это сделали

Как можно расширить ЦОР

Из опыта работы

На главную страницу
Hosted by uCoz